Фото из фильма Служебный роман
Содержание фильма комедии «Служебный роман»
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4623068
Анатолий Ефремович Новосельцев, рядовой служащий одного статистического управления, — человек робкий и застенчивый. Для него неплохо бы получить вакантное место зав. отделом, но он не знает как подступиться к этому делу. Старый приятель Самохвалов советует ему приударить за Людмилой Прокофьевной Калугиной, — сухарем в юбке и директором заведения…
Комедия «Служебный роман» — советский художественный фильм, лирическая трагикомедия в двух сериях режиссёра Эльдара Рязанова. Фильм создан на киностудии «Мосфильм» в 1977 году; лидер проката 1978 года — свыше 58 млн зрителей.
В 1979 г. был удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.
Содержание [скрыть]
1 История создания
2 Сюжет
3 В фильме снимались
3.1 В главных ролях
3.2 В ролях
3.3 В эпизодах
4 Не указанные в титрах
5 Съёмочная группа
6 Технические данные
7 Награды
8 Музыка
9 Съёмки
10 См. также
11 Примечания
12 Ссылки
История создания[править | править вики-текст]
В 1971 году Эльдар Рязанов вместе со своим постоянным соавтором Эмилем Брагинским написал пьесу «Сослуживцы» — как первую часть дилогии, второй частью которой стали «Родственники».
В том же году пьеса была поставлена в Москве — в Театре им. Вл. Маяковского и в Ленинграде — в Театре комедии, а затем и в десятках провинциальных театров. Всюду «Сослуживцы» шли с неизменным успехом, который и побудил Эльдара Рязанова снять на основе пьесы фильм; хотя непосредственным толчком, по свидетельству самого режиссёра, стала неудачная, на его взгляд, телепостановка комедии.
Премьера фильма состоялась в Москве 26 октября 1977 года; «Служебный роман» сразу стал одним из самых популярных советских фильмов, а в 1979 году был удостоен Государственной премии РСФСР[1].
Сюжет[править | править вики-текст]
Действие фильма разворачивается в Москве осенью 1976 года. Главные герои — Анатолий Ефремович Новосельцев и Людмила Прокофьевна Калугина. Новосельцев — 40-летний, давно разведённый мужчина, воспитывающий двух сыновей один (он «отспорил» их у своей бывшей жены, которая сбежала к другому), работающий старшим статистиком в большом статистическом учреждении, без видимых перспектив карьерного роста. Он застенчив и не уверен в себе.
Калугина — директор этого учреждения. У неё служебная «Волга» с личным шофёром и хорошая квартира в центре Москвы, но она одинока и несчастна в личной жизни. Поэтому она приходит на работу раньше всех и уходит позже всех. Людмила Прокофьевна — сугубо деловая женщина: погружённостью в работу она подавила в себе женское начало. Все сотрудники за глаза называют её «нашей мымрой» и «старухой», хотя, как оказалось, ей всего лишь 36 лет.
Коллега и приятельница Новосельцева, Ольга Петровна Рыжова, подаёт ему идею — попросить у Калугиной повышение и должность начальника отдела лёгкой промышленности, чтобы не просить у сослуживцев «двадцатку до получки», тем более, что эта должность вакантна. Тем временем в учреждении появляется новый сотрудник — Юрий Григорьевич Самохвалов, назначенный заместителем Калугиной. Новосельцев и Рыжова хорошо знакомы с ним: они учились в одной группе в институте, и у Рыжовой в институтские годы был роман с Самохваловым.
Пользуясь своим служебным положением, Самохвалов пытается продвинуть своего старого друга в начальники отдела, но попытка заканчивается ничем. Калугина считает Новосельцева посредственным и безынициативным работником, хотя на самом деле он просто засиделся на мелкой работе и перерос свою должность. Самохвалов предлагает Новосельцеву «приударить» за директоршей, чтобы получить заветное повышение. Поначалу Новосельцев наотрез отказывается. Он боится Калугиной и совершенно не воспринимает её, как женщину, — но от безысходности в конце концов соглашается.
По случаю вступления в должность Самохвалов приглашает сослуживцев к себе на вечеринку, чтобы «свести» Новосельцева с Калугиной. Но последняя и посреди всеобщего веселья сохраняет официально-деловой тон и игнорирует неловкие попытки ухаживания со стороны Новосельцева. Изрядно выпивший старший статистик пытается очаровать начальницу своими талантами, но, поскольку его способности в чтении стихов, пении и танцах не получают признания, в присутствии гостей называет Людмилу Прокофьевну «сухарём», «чёрствой» и «бессердечной».
На следующий день, по совету Самохвалова, он приходит в кабинет к Калугиной, чтобы извиниться, однако делает это неуклюже и даже доводит Людмилу Прокофьевну до слёз. Анатолий Ефремович пытается успокоить Калугину, и она рассказывает ему печальную историю своего одиночества. Так Новосельцев обнаруживает, что глубоко заблуждался относительно бессердечности и жестокости своей начальницы, и влюбляется в неё.
Уже из искренних чувств к Калугиной Новосельцев начинает ухаживать за ней. В Людмиле Прокофьевне просыпается женщина, и она постепенно влюбляется в своего подчинённого. В один из вечеров Калугина приглашает Новосельцева к себе домой, где его встречает очаровательная женщина, не имеющая ничего общего с «нашей мымрой».
На следующее утро Калугина производит фурор и в учреждении: она появляется чудесно преобразившаяся, впервые в жизни опоздав на работу. Анатолий Ефремович тоже изменился: к нему возвращаются мужской кураж и уверенность в себе. В это же время всё ещё любящая Самохвалова Рыжова начинает забрасывать того письмами через секретаршу Калугиной, Верочку, которая делает эти письма предметом сплетен и пересудов, стабильной «темой дня» в учреждении.
Самохвалов жалуется активистке месткома, Шуре, на преследования со стороны Рыжовой и просит повлиять на неё. О поступке товарища от Шурочки узнаёт Новосельцев и на глазах у Калугиной даёт ему пощёчину. В отместку Самохвалов рассказывает Людмиле Прокофьевне, как Новосельцев решил «приударить» за ней с целью повышения в должности. Калугина шокирована внезапно открывшейся правдой. Она больше не верит в искренность чувств Новосельцева, и счастье влюблённых оказывается под угрозой, но герои всё-таки мирятся после короткой потасовки в учреждении.
По информации из финальных титров картины, «через девять месяцев у Новосельцевых было уже три мальчика».
В фильме снимались[править | править вики-текст]
В главных ролях[править | править вики-текст]
Алиса Фрейндлих — Людмила Прокофьевна Калугина (она же Мымра), возлюбленная (в конце жена) Новосельцева и директор статистического учреждения
Андрей Мягков — Анатолий Ефремович Новосельцев, протагонист фильма, возлюбленный (в конце муж) Калугиной, отец 2 (в конце 3) сыновей, коллега и бывший сокурсник Самохвалова и Рыжовой, а также старший статистик и друг Рыжовой/голос за кадром
Светлана Немоляева — Ольга Петровна Рыжова, коллега и бывшая сокурсница Новосельцева и Самохвалова, подруга Новосельцева и бывшая возлюбленная Самохвалова
Олег Басилашвили — Юрий Григорьевич Самохвалов, главный антагонист фильма, бывший сокурсник Новосельцева и Рыжовой, бывший возлюбленный Рыжовой и заместитель директора статистического учреждения / голос по телефону мужа Верочки
Лия Ахеджакова — Верочка, секретарша Калугиной
Людмила Иванова — Шура, профсоюзная активистка
В ролях[править | править вики-текст]
Пётр Щербаков — Пётр Иванович Бубликов, начальник отдела общественного питания
Нелли Пшённая — жена Самохвалова
Надежда Репина — Алёна, сотрудница статистического учреждения и приятельница Верочки
Виктор Филиппов — Боровских, сослуживец и начальник отдела местной промышленности
Александр Денисов — Вова, старший сын Новосельцева
Юрий Заранко — младший сын Новосельцева
В эпизодах[править | править вики-текст]
Ксения Бороздина — 1-я сотрудница статистического учреждения
Георгий Бурков — Жора, завхоз
Вера Бурлакова — 1-й член инвентаризационной комиссии
Мария Виноградова — 2-й член инвентаризационной комиссии
Екатерина Воронина — 2-я сотрудница статистического учреждения
Инна Выходцева — 3-я сотрудница статистического учреждения
Георгий Дёмин
Лидия Драновская — 4-я сотрудница статистического учреждения
Нина Емельянова — 5-я сотрудница статистического учреждения
Велта Жигуре — 6-я сотрудница статистического учреждения
Олеся Иванова — 3-й член инвентаризационной комиссии
Татьяна Игнатова — 7-я сотрудница статистического учреждения
Зоя Исаева — 8-я сотрудница статистического учреждения
Любовь Колюжная — гардеробщица
Ксения Козьмина — 9-я сотрудница статистического
Валентина Ушакова — 10-я сотрудница статистического учреждения (в титрах как «В. Кочеткова»)
Людмила Купина — 11-я сотрудница статистического учреждения
Н. Лихачёва — 12-я сотрудница статистического учреждения
Клавдия Моисеева — 13-я сотрудница статистического учреждения
Марина Петрова — 14-я сотрудница статистического учреждения
Владимир Плотников — водитель Калугиной
Галина Самохина — 15-я сотрудница статистического учреждения
Светлана Степанова — 16-я сотрудница статистического учреждения
Светлана Травкина — 17-я сотрудница статистического учреждения
Александр Фатюшин — Всеволод, муж Верочки, молодой специалист, программист и сотрудник статистического учреждения
Александра Харитонова — 18-я сотрудница статистического учреждения
Не указанные в титрах[править | править вики-текст]
Карлен Агаджанов — Карлен Семёнович
Зинаида Божко — 19-я сотрудница статистического учреждения
Михаил Бочаров — 1-й сотрудник статистического учреждения
Юлия Диоши — 1-я гостья Самохваловых
Геннадий Донягин — 2-й сотрудник статистического учреждения
Леонид Евтифьев — 1-й гость Самохваловых
Татьяна Егорова — 2-я гостья Самохваловых
Анна Жилава — 20-я сотрудница статистического учреждения
Евгений Жуков — 2-й гость Самохваловых
Н. Кузнецов — 3-й сотрудник статистического учреждения
Виктор Мурганов — 3-й гость Самохваловых
Нина Пушкова — 21-я сотрудница статистического учреждения
Любовь Реймер — 22-я сотрудница статистического учреждения
Эльдар Рязанов — пассажир автобуса
Ёла Санько — 3-я гостья Самохваловых
Зоя Толбузина — 22-я сотрудница статистического учреждения
Василий Цыганков — 4-й сотрудник статистического учреждения
Съёмочная группа[править | править вики-текст]
Авторы сценария — Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов
Постановка — Эльдара Рязанова
Главный оператор — Владимир Нахабцев
Главные художники — Александр Борисов, Сергей Воронков
Композитор — Андрей Петров
Дирижёр — Эмин Хачатурян
Режиссёр — Игорь Петров
Звукооператоры — Юрий Рабинович, Валентина Щедрина
Песни на стихи:
Роберта Бёрнса в переводе Самуила Маршака («Моей душе покоя нет» — «For The Sake O' Somebody»);
Евгения Евтушенко;
Николая Заболоцкого;
Эльдара Рязанова
Стихотворение Беллы Ахмадулиной
Песни исполняют Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков
Директор фильма — Карлен Агаджанов
Технические данные[править | править вики-текст]
Производство: Мосфильм
Художественный фильм, цветной.
Ограничение по возрасту: 0+ (для любой зрительской аудитории)
Издания на VHS:
1 VHS, звук 2.0, PAL, издатель: «Крупный план», 1997 год
1 VHS, звук Dolby Digital, PAL, издатель: «Крупный план», 2004 год
Издания на DVD:
1 DVD, звук Dolby Digital, PAL, с субтитрами, издатель: «Крупный план», 2003 год
1 DVD, 5-я зона, без субтитров, издатель: «Лизард Синема»
Издание на Blu-ray: 1 Blu-ray, звук Dolby Digital, издатель: «Крупный план», 2012 год
Награды[править | править вики-текст]
1978 — Лучший фильм года, Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков — лучшие актёры года (по опросу журнала «Советский экран»)[2]
1979 — Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых:
соавтору сценария, Эмилю Брагинскому, соавтору сценария и режиссёру, Эльдару Рязанову и оператору, Владимиру Нахабцеву
актёрам Андрею Мягкову, Олегу Басилашвили и Лии Ахеджаковой[1]
Музыка[править | править вики-текст]
Песни и инструментальная музыка из кинофильма «Служебный роман»
Обложка альбома «Песни и инструментальная музыка из кинофильма «Служебный роман»» ()
саундтрек
Дата выпуска
Флаг СССР 1977
Записан
1977
Жанр
саундтрек
Длительность
35:10
Страна
СССР
Лейбл
Мелодия
С 60-09545-6
Вся музыка написана Андреем Петровым.
№ Название Слова Вокал Длительность
1. «Увертюра» Алиса Фрейндлих 4:05
2. «Танец воспоминаний» инструментальная 3:37
3. «В моей душе покоя нет» Роберт Бёрнс, перевод Самуила Маршака Алиса Фрейндлих 2:17
4. «Обрываются речи влюблённых» Николай Заболоцкий Алиса Фрейндлих 1:47
5. «Осень» инструментальная 2:04
6. «Облетают последние маки» Николай Заболоцкий Андрей Мягков 3:33
7. «В моей душе покоя нет (реприза)» Роберт Бёрнс, перевод Самуила Маршака Андрей Мягков 3:07
8. «Утро» инструментальная 2:38
9. «Нас в набитых трамваях болтает» Евгений Евтушенко Андрей Мягков 2:05
10. «Песенка о погоде» Эльдар Рязанов Алиса Фрейндлих 2:54
11. «Модный танец» инструментальная 2:21
12. «Дождь» инструментальная 2:50
13. «Финал» Роберт Бёрнс, перевод Самуила Маршака Андрей Мягков и Алиса Фрейндлих 1:45
35:10
Музыка исполнена Оркестром Госкино СССР под управлением Эмина Хачатуряна.
Стихотворение «Озноб» («О, мой застенчивый герой») (автор Белла Ахмадулина, читает Светлана Немоляева).
Пародийные куплеты на мотив вальса «На сопках Маньчжурии» (вариант до 1945 г.): «Тихо вокруг, только не спит барсук…» (музыка И. А. Шатрова, слова народные, исполняет Андрей Мягков).
В 2002 году саундтрек к фильму был переиздан на CD фирмой Bomba Music.
Съёмки[править | править вики-текст]
Актёры для этого фильма были подобраны очень быстро, поскольку у Эльдара Рязанова оставались своеобразные «резервы» после кинопроб в других его картинах:
Светлана Немоляева пробовалась на роль Нади в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»;
в числе претендентов на роли в нём же были Олег Басилашвили (он должен был играть Ипполита, но накануне съёмок у него умер отец) и Алиса Фрейндлих (также она пробовалась на роли Шурочки Азаровой в «Гусарской балладе» и Алевтины в «Зигзаге удачи»).
С «Иронией судьбы» связано также и появление в «Служебном романе» Андрея Мягкова и Лии Ахеджаковой[3]. По словам Эльдара Рязанова, Мягкову специально налепили такие усики и очки в грубой оправе, чтобы в начале фильма он производил как можно большее впечатление «канцелярской крысы» и безынициативного недотёпы.
Сделать это было довольно непросто, так как за два года до этого актёр полюбился всей стране в роли лиричного романтика Жени Лукашина из «Иронии судьбы», но режиссёр изо всех сил старался как можно дальше увести его нынешнего персонажа от предыдущего[3]. По словам Рязанова, сцена «романтического застолья» Калугиной и Новосельцева у неё дома — исключительная импровизация этих двух актёров, сыгранная на высшем уровне актёрского мастерства.
Также импровизацией была сцена обращения Новосельцева с «рационализаторским предложением» к Калугиной, на торжестве у Самохвалова[3]. Снег на деревьях с ещё зелёной листвой, запечатлённый в фильме, выпал в Москве 25 сентября 1976 года. Первоначально в фильме не планировалось подобной сцены, но режиссёр решил не упускать такой красивый каприз природы и удлинил фильм на 3,5 минуты[3].
Чтобы не превращать фильм в телевизионный спектакль с действием исключительно в помещениях (как, например, следующий фильм Рязанова «Гараж»), Эльдар Рязанов решил «разбавлять» сцены внутри зданий видами бурлящей пешеходами и автомобилями Москвы, а также её красивыми пейзажами[3].
Действие фильма происходит практически всё время в одном здании статистического учреждения. Три части этого здания на самом деле снимались в разных местах Москвы:
Вход в учреждение и его фасад — это вход в бывший торговый дом Хомякова по адресу: улица Петровка, дом 3/6. Там находятся нынешнее Федеральное агентство морского и речного транспорта и ресторан «Большой».
Все внутренние помещения (включая кабинеты Калугиной и Самохвалова, а также рабочий зал учреждения) были сооружены в павильонах Мосфильма.
Крыша с растениями — это крыша дома Нирнзее, находящегося по адресу: Большой Гнездниковский переулок, дом 10.
Создатели фильма намеренно «поселили» героев в разных местах Москвы и Подмосковья, чтобы проследить маршрут движения каждого из дома на работу, а также подчеркнуть их социальный статус:
Людмилу Калугину — в «элитный» дом по адресу: Большая Никитская улица, дом 43[4] (фасад дома выходит на Скатертный переулок);
Юрия Самохвалова — на улицу Горького, в дом по соседству с Центральным телеграфом (центр Москвы).
Рядовых сотрудников «разместили» в спальных районах:
Новосельцева — в переулке Чернышевского;
секретаршу Верочку — на Чертановской улице;
Рыжову — в Подмосковье, на Ярославском направлении[5]
Когда Рыжова впервые встречается с Самохваловым, она говорит, что живёт в отдельной квартире «за городом, но недалеко от станции». При этом в качестве подмосковной станции снята «Лосиноостровская». Благодаря многочисленным актёрским экспромтам было отснято намного больше материала, чем вошло в окончательный вариант фильма (почти на 3 серии). Например, из фильма был вырезан эпизод, в котором Шурочка (после появления «ожившего» Бубликова), несётся по коридорам статистического учреждения с криком:
Я не виновата! Умер однофамилец, а позвонили нам!
Разгневанный Бубликов идёт на неё с кулаками. Наконец Шура набирается смелости, выходит ему навстречу и восклицает:
Да здравствует живой товарищ Бубликов!
Все аплодируют, а Бубликов в изумлении говорит:
Товарищи, спасибо за всё![3]
В первоначальном сценарии муж Верочки был одним из основных героев фильма, тоже сотрудником «статистического учреждения». По замыслу сценаристов, он постоянно выяснял отношения с женой. Его роль исполнил Александр Фатюшин (пробовался Михаил Светин). С ним было отснято много материала, например, как они спорили о том, рожать ли им ребёнка, или как они уезжали после работы на мотороллере. Но из-за травмы глаза Фатюшин не смог сниматься[3].
В итоге этот персонаж был вообще практически удалён из фильма — он только разговаривал с Верочкой по телефону, но даже озвучивал «голос в трубке» другой актёр — Олег Басилашвили. Сам Фатюшин появляется в фильме эпизодически:
на пару секунд, сразу после титров, когда Новосельцев пытается занять 20 рублей у Ольги;
в сцене всеобщего изумления, когда в вестибюле учреждения появляется «передумавший» умирать Бубликов;
в сцене умиления сотрудников учреждения новым обликом влюблённой Калугиной[6].
Бронзовый Пегас, которого переносит Новосельцев, ранее был задействован в фильме Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». Он же показан в одной из серий телефильма «Семнадцать мгновений весны» (режиссёр Татьяна Лиознова), а также в фильмах «Формула любви» Марка Захарова и «Старый Новый год» Наума Ардашникова и Олега Ефремова. Позже эта же статуэтка появится в фильме Владимира Меньшова «Ширли-мырли», снятом уже после распада СССР.
Слова песни «У природы нет плохой погоды» были написаны самим режиссёром и соавтором сценария, Эльдаром Рязановым (по его словам, в том случае он перебрал массу вариантов стихов известных поэтов, но так ничего и не нашёл). Он передал их композитору фильма, Андрею Петрову под видом стихотворения английского поэта Уильяма Блейка, чтобы не смущать его. Тот не почувствовал «подлога», но когда узнал истинное авторство, многие стихи знаменитых поэтов, предлагаемые Рязановым при дальнейшем сотрудничестве, казались ему стихами самого Рязанова[3]. Песня стала лауреатом фестиваля «Песня-78». В концерте она звучит в исполнении Людмилы Сенчиной, так как Алиса Фрейндлих не смогла принять участие в съёмках из-за плотной занятости в спектаклях театра Ленсовета.
Во время съёмок фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» Андрей Мягков выражал недовольство по поводу того, что Эльдар Рязанов «не разрешил» ему исполнять песни. Дело в том, что в этом новогоднем фильме за него пел Сергей Никитин, а в «Служебном романе» поёт уже сам Мягков[3].
Комментариев нет:
Отправить комментарий