Жизнь это - мгновения, промежутки. Ночь ушла, солнце скоро взойдет. Сделайте эти промежутки настолько прекрасными насколько это возможно - наполненными молчанием, наполненными благодарностью к существованию, которое дало вам шанс, благодарностью по отношению ко всем тем, кто вам помог. И ждите.


29 января 2012 г.

Коммунист и Мальва. Урбанский



 (300x417, 42Kb)
Слава пришла к ним одновременно. Советская актриса со сложным латышским именем Дзидра Ритенберг проснулась знаменитой после экранизации горьковской Мальвы. Евгений Урбанский, человек сильного темперамента и скульптурной внешности, стал кумиром миллионов с выходом на экраны картины «Коммунист». Судьба свела их вместе. А красивый роман был похож на вспышку — ослепительно яркий, но короткий.

Это была потрясающе красивая пара – кумир кинозрителей Евгений Урбанский, сыгравший главную роль в фильмах «Коммунист» и «Чистое небо», и одна из самых обаятельных актрис 1950-х годов, лауреат специального приза Вольпи Международного Венецианского кинофестиваля Дзидра Ритенберг.
 (400x382, 128Kb)

Родился он 27 февраля 1932 года в Москве и начинал свою жизнь как «сын врага народа». Его отец, Яков Самойлович Урбанский, был видным партийным деятелями его в середине 1930-х направили в Узбекистан на долж­ность второго секретаря ЦК ВКП(б). Однако в 1937 году отца арестовали как «врага народа» и отправили в лагерь под Воркутой. Его жену, Полину Филипповну, с двумя сыновьями выслали в Алма-Ату. Там Евгений пошел в школу, в которой проучился до девятого класса. В 1946 году Якову Самойловичу сократили срок, и определили рабо­чим на шахту в Инте. После этого его семья в полном составе переехала к нему.
Жить приходилось в землянке, в ужасных условиях. Только после смерти Сталина в 1954 году Жениного отца освободили, но непосильная работа подорвала его здоро­вье, и вскоре Яков Самойлович скончался от рака.
После десятого класса, в 1950 году, Евгений отпра­вился в столицу и поступил в Московский дорожный институт, затем оттуда перевелся в горный вуз, где запи­сался в художественную самодеятельность. Еще в школе он увлекался акробатикой и показывал неплохие резуль­таты в этом виде спорта. Кроме того, Урбанский играл на гитаре, прекрасно читал стихи, особенно своего лю­бимого поэта В. Маяковского, и часто выступал с ними на торжественных мероприятиях и различных вечерах. Активный участник художественной самодеятельности вскоре задумался об актерской карьере, которую ему про­чил руководитель институтского драмкружка. В конце кон­цов эти мысли привели Евгения в прославленную Школу-студию МХАТа.Кстати, многие находили разительное сходство между Урбанским и Маяковским – как внешнее, так и внутрен­нее. Сама Лиля Брик как-то сказала уже известному акте­ру: «Женя, вы очень напоминаете мне Володю».

Узнав в 1956 году, что на «Мосфильме» режиссер Юлий Райзман приступил к съемкам фильма «Коммунист», Ев­гений явился на киностудию и предложил себя на глав­ную роль. Но фотопробы понравились не всем. Однако режиссер, успевший к тому времени просмотреть многих актеров, решил рискнуть с никому не известным студен­том. Так Урбанский получил роль коммуниста Василия Губанова.
В этой роли Евгений пытался играть своего отца, коммуниста «до мозга костей», поэтому герой в его исполнении получился очень ярким и правдивым.

Затем в фильме Григория Чухрая «Баллада о солдате» ему досталась эпизодическая роль безымянного инвалида, которого герой фильма Алеша Скворцов (актер В. Ива­шов) случайно встречает на вокзале (эпизод снимался в Ярославле). Всего на несколько минут Евгений предстает перед телезрителями, но настолько западает в душу этот молодой, полный внутренних сил солдат на костылях, ушедший с незаконченной войны не по доброй воле и не желающий возвращаться в мирную жизнь... Жесткие куд­ри, суровое лицо, стиснутые зубы, боль в глазах – таким запомнился актер миллионам зрителей.

Между тем вскоре после съемок киноленты «Баллада о солдате» в судьбе Урбанского произошло важное собы­тие – он встретил женщину, которая стала его второй женой. Незадолго до этой встречи у него были романы с актрисами Театра им. Станиславского. Еще раньше первая жена, Ольга, педагог по образованию, родила ему дочь Алену. С появлением девочки новоиспеченный папа обезумел от счастья: чтобы расцеловать жену и ребенка, влез на третий этаж роддома по водосточной трубе. Он сам стирал пеленки, ежедневно ездил за десять километ­ров в одну из подмосковных деревень, чтобы купить свежего молока. Да и после вторичной женитьбы про­должал заботиться о первой семье. Помогал деньгами и... не позволял бывшей жене мыть окна в квартире из страха, что Ольга может выпасть из окна. К удивлению соседей, актер сам еженедельно драил стекла. А когда бывшая супруга вышла замуж во второй раз, первое, что спроси­ла подрастающая Алена у отчима, было: «А вы будете носить нас с мамой на руках, как папа?»

Вторую любовь своей жизни знаменитый актер встре­тил в 1959 году во время кинофестиваля в Москве. Неве­роятной красоты латышку звали Дзидра Ритенберг. Она приехала на этот праздник из Риги вместе с Вией Артма­не. Дзидра родилась в Латвии 20 августа 1928 года в селе Межилдзерское. В 1948 году она закончила студию при Латвийском Художественном театре им. Я. Райниса. По­том был драмтеатр в Лиепае, рижская Русская драма, московский Театр им. Станиславского. Самой знаменитой ролью Ритенберг стала несравненная герои­ня экранизации горьковского рассказа «Мальва», при­несшая ей в 1957 году приз Венецианского фестиваля за лучшую женскую роль – Кубок Вольпи. Соперницами Дзидры в борьбе за этот почетный трофей были такие звезды западного кино, как Марина Влади, Мария Шелл, Ясудзу Ямада.

До встречи с Урбанским у знаменитой рижанки был мало кому известный четырехлетний роман с женатым геро­ем-любовником Вячеславом Тихоновым – кумиром мно­гих женщин.

Через три недели после знакомства с Евгением Ритенберг легла в больницу – ей должны были сделать опера­цию на сердце. И Урбанский ежедневно навещал ее. А как только Дзидру выписали, он немедленно повел ее в загс – возможно, боялся, что, если не сделает этого, очарователь­ная женщина уедет к себе в Ригу и их роман завершится.
Свадьбу молодые сыграли в московском «Национале», медовый месяц провели в Ленинграде. По словам Д. Ри­тенберг, Женя был добрым человеком и хорошим мужем, называл ее ласковым именем Джуника. Она переехала в Москву и тоже стала работать в Театре им. Станислав­ского.

Сначала молодожёны жили в шестиметровой комнате театрального общежития, и лишь позже благодаря хло­потам М. М. Яншина им удалось получить отдельную 16-метровую квартиру возле метро «Сокол» на Балтий­ской улице.

В жизни Урбанский был не только нежным и заботли­вым супругом, но и всегда хлебосольным и открытым – как говорится, рубахой-парнем. Дзидра Ритенберг вспо­минала: «У нас в гостях часто собиралась труппа цыган­ского театра "Ромэн". Мы очень дружили с семьей кино­режиссера Григория Чухрая, у которого Женя снимался в картинах "Баллада о солдате" и "Чистое небо", с поэтом Робертом Рождественским и его семьей, с партнером по сцене Евгением Леоновым. Закадычным другом мужа был Юрий Никулин. Часто к нам в гости приезжал из Ленин­града Иннокентий Смоктуновский, которого Женя просто обожал. Он мечтал о сыне и хотел назвать его Иннокенти­ем в честь любимого друга и артиста. Помню, как после премьеры "Девяти дней одного года" Евгений произнес пророческую фразу о Смоктуновском: "Наступает время его героя: интеллигентного, утонченного, умного и иро­ничного, кончается время моих "мастодонтов" – прямо­линейных, бескомпромиссных. Надо уметь уступать доро­гу с улыбкой!"»

В 1965 году режиссер А. Салтыков, приступая к своей очередной киноленте, предложил Евгению главную роль – директора автомобильного завода Зворыкина, прообразом которого стал основатель ЗИЛа Иван Лихачев.Натурные работы в Москве закончились в конце ок­тября 1965 года, и в начале ноября все участники группы вылетели в Узбекистан, в Бухару. Стоит отметить, что все рискованные трюки в этой кинокартине Урбанский исполнял сам, хотя у него и был постоянный дублер – спортсмен Юрий Каменцев.Вот что рассказывал позже спортсмен Ю. Марков, ко­торый в тот роковой момент находился в одной машине с Урбанским: «На съемочную площадку, в 40 км от Бухары, мы выехали рано утром 5 ноября 1965 года. В тот день сни­мали проезд автоколонны по пескам. Согласно сценарию машина директора завода Зворыкина должна была про­мчаться прямо через барханы, обогнать колонну и возгла­вить ее. Наиболее сложный кадр в этой сцене – прыжок машины с одного из барханов. Опасного в этом ничего не было, но мы все же предложили, чтобы снимался дублер. Женя подошел к кинокамере, посмотрел в глазок и ска­зал, что получится отличный крупный план и он его ни за что не уступит. Первый дубль прошел нормально. Но вто­рой режиссер, который вел в этот день съемку, предложил сделать еще один дубль...

Машина легко рванулась с места, промчалась по насти­лу, на миг повисла в воздухе и вдруг накренилась и стук­нулась бампером о песок. В следующее мгновение меня оглушила тупая боль... Чьи-то руки тащили меня по песку. Когда я открыл глаза, увидел перевернутый "газик", а под ним – Женю...

В результате аварии актер получил множественные пе­реломы и другие травмы. Ему оказали первую помощь и срочно повезли в Бухару, но спасти не смогли. Он прожил еще 45 минут. Последними словами 33-летнего Евгения были: «Боже мой, как больно!»
Евгению было всего 33 года. Он так и не увидел свою дочь. Рисковая натура Урбанского проявлялась во многих жиз­ненных ситуациях: от невинных шалостей (уже будучи из­вестным на всю страну, он мог стащить горсть конфет с магазинного прилавка) до героических поступков. Его близ­кие утверждали, что знаменитый актер не боялся никого и ничего. Не раз он отбивался от хулиганов на улицах, а однажды зимой, услышав из окна отчаянный женский крик, бросился босиком во двор – спасать несчастную от на­павших на нее молодых людей.
Вспыхнув яркой звездой, Евгений так и остался в памя­ти современников молодым и красивым мужчиной, при­нявшим достойную его экранных героев смерть. Похоро­нили артиста в Москве на Новодевичьем кладбище.

Евгений Евтушенко посвятил памяти замечательного актера «Балладу о совершенстве».


Беременной жене знаменитого актера, Дзидре, не осме­лились сразу сообщить скорбную весть. Она родила через три месяца после гибели мужа, в феврале 1966 года, и только тогда узнала, что у дочки нет отца. Девочку мама назвала в его честь – Евгенией. (Дочь стала певицей знаменитого латышского хорового коллектива, родила двух сыновей – Густава и Карла.)

Трагическая смерть мужа, похоже, сломала Д. Ритен­берг. Она вынуждена была уехать из Москвы в Ригу.
Вдова Урбанского вернулась к себе на родину и растила дочь одна. Второй раз замуж она так и не вышла.
И все же в 1973 года Дзидра закончила режиссерское отделение Латвийской консерватории им. Я. Витола и впоследствии поставила шесть фильмов.
 (640x480, 43Kb)
...В начале 70-х го­дов в Риге проходил очередной фестиваль любительских фильмов. Там шел такой короткометражный фильм: где-то на рижской улице стоят и разговаривают две жен­щины. Одна из них держит за руку девочку лет шести -семи. Девочка поразительно похожа на кого-то очень зна­комого. Она рисует на запотевшем стекле телефонной будки: взявшись за руки, стоят два человека – мужчина и женщина. Но вот сверху вниз по стеклу сползает капля (как слеза!) и разделяет их. На этом фильм закончился. И вот в зале кто-то произнес слово "Урбанский"! Так вот на кого эта девочка похожа! Да это же дочь Евгения Яковлевича! И сразу же стала понятна идея автора этого коротенького любительского фильма: дочка знаменитого актера нарисовала на стекле двух взявшихся за руки человечков – маму и папу, а капля-судьба разде­лила их...»

В последние годы жизни Дзидра Артуровна редко вы­ходила на люди (давало знать о себе больное сердце), про­водя дни в основном в окружении своих трех замечатель­ных собак. Но когда она где-то появлялась, мужчины завороженно смотрели на нее.
«Если сегодня худо, я говорю себе, что завтра будет луч­ше, так обычно и происходит, – сказала она в последнем интервью рижским "Известиям", – признавшись в самом большом желании: – Ах, я хотела бы только одну неделю пожить здоровой, как в молодости».

В марте 2003 года, не дожив нескольких месяцев до сво­его 75-летия, одна из самых красивых актрис советского кино Дзидра Артуровна Ритенберг умерла. До последнего дня в ее комнате висела огромная фотография Евгения Урбанского – молодого, веселого и красивого. Смерть раз­лучила их в 1965 году, но еще 38 лет он как бы незримо присутствовал рядом с любимой женой.


 (400x285, 22Kb)


Комментариев нет:

Отправить комментарий