«Белорусский вокзал»
Герои фильма «Белорусский вокзал» расстались на Белорусском вокзале летом 1945-го. Спустя четверть века они встречаются на похоронах боевого товарища. В их душах с новой силой оживает пережитое. Время не властно над их памятью: ветераны сохранили верность фронтовой дружбе, способность жертвовать собой, неистребимую любовь к жизни.
— советский художественный фильм 1970 года режиссёра Андрея Смирнова.
Содержание [скрыть]
1 Сюжет
2 В ролях
3 О песне
4 Съёмочная группа
5 Награды
6 Интересные факты
7 История создания
7.1 Сценарий фильма
7.2 Актёрский состав
8 Места съемок
9 См. также
10 Примечания
11 Ссылки
Сюжет[править | править вики-текст]
Этот раздел не соответствует рекомендациям оформления статей о произведениях искусства.
Он может не содержать полного описания сюжета, включая важные сюжетные ходы и концовку. Вы можете помочь проекту, добавив эти данные. Пожалуйста, пишите текст сами, а не копируйте с других ресурсов.
Бывшие однополчане — теперь журналист, бухгалтер, директор завода и простой слесарь коммунальных сетей, расставшиеся на Белорусском вокзале летом 1945 года и последний раз собиравшиеся вместе 27 сентября 1946 года на дне рождения фронтового товарища Валентина Матвеева, встречаются вновь — но теперь для того, чтобы проводить его в последний путь. Тягостные сцены похорон, отложенные из-за истерики вдовы поминки оставляют у них сильное желание помянуть товарища достойно, и четверо друзей, отвлекаясь на свои служебные и житейские проблемы, отправляются колесить по Москве в поисках места для поминок. С момента окончания войны прошло более 20-ти лет, но они по-прежнему остались верны фронтовой дружбе. Более того, они вдруг ощутили знакомое чувство «наше дело правое и враг будет разбит!»
Неожиданно для себя герои фильма оказываются в разных ситуациях, которые заставляют их вспомнить фронтовое братство и взаимовыручку, проявить скрытые черты характера. В фильме показан контраст между чувствами и мыслями фронтовиков и их более молодых современников. Незримо присутствует образ их товарища Матвеева, который служит моральным ориентиром для героев.
В финале фильма они собираются в квартире у бывшей батальонной медсестры. Поражённая известием о смерти Матвеева, она всё же находит в себе силы спеть ими всеми любимую песню о 10-м десантном — их батальоне.
В ролях[править | править вики-текст]
Актёр Роль
Алексей Глазырин Виктор Сергеевич Харламов директор завода, бывший командир сапёрной роты
Евгений Леонов Иван Приходько слесарь, бывший командир разведки
Анатолий Папанов Николай Иванович Дубинский бухгалтер, бывший радист
Всеволод Сафонов Алексей Константинович Кирюшин журналист, бывший минёр-подрывник
Нина Ургант Рая сестра милосердия, бывшая фронтовая медсестра
Раиса Куркина Лидия Андреевна Матвеева вдова Валентина Петровича, умершего однополчанина главных героев
Любовь Соколова Люба Приходько жена Ивана
Маргарита Терехова Наташа Шипилова
Никифор Колофидин генерал Андрей Андреевич Пухов отец Лидии Андреевны
Юрий Орлов Володя Матвеев сын Валентина Петровича и Лидии Андреевны
Николай Волков-мл. директор завода, начальник Дубинского
Александр Январёв Саша водитель «Москвича»
Валентина Ананьина Катя домработница Матвеевых
Людмила Аринина врач
Юрий Визбор главный инженер Балашов
Юрий Волынцев старшина милиции
Владимир Грамматиков Гриша водитель Харламова
Валерий Малышев лейтенант милиции Воронков
Виктор Проскурин Петька молодой коллега Ивана Приходько
Елена Скачкова Валя дочь Раи
Кира Жаркова эпизод
Фёдор Селезнёв эпизод
Николай Граббе эпизод (нет в титрах)
Светлана Данильченко официантка (нет в титрах)
Станислав Бородокин гость (нет в титрах)
Николай Смирнов бригадир (нет в титрах)
Пётр Морозов ансамбль «Камертон»
Юрий Будилов ансамбль «Камертон»
Сергей Байдин ансамбль «Камертон»
Евгений Николаев ансамбль «Камертон»
Виктор Разоренов ансамбль «Камертон»
О песне[править | править вики-текст]
Песня «Нам нужна одна победа» была написана специально для фильма. Режиссёр Андрей Смирнов обратился к Булату Окуджаве с просьбой написать стихи на музыку Альфреда Шнитке. Вместе с первой строчкой у Окуджавы родилась и мелодия. На встрече с Шнитке и Смирновым он представил сочинённую песню. Шнитке мелодия понравилась, и впоследствии он сделал аранжировку песни в виде марша, который стал звучать на военных парадах 9 мая. Окуджава, ободрённый неожиданной похвалой, играл её на фортепиано, присутствующие подпевали, и, как оказалось в конце, песня всем понравилась.
Съёмочная группа[править | править вики-текст]
Автор сценария: Вадим Трунин
Режиссёр-постановщик: Андрей Смирнов
Оператор-постановщик: Павел Лебешев
Художник-постановщик: Владимир Коровин
Композитор: Альфред Шнитке
Текст песен: Булат Окуджава
Звукооператор: Ян Потоцкий
Награды[править | править вики-текст]
Фильм был удостоен Главной премии на I Фестивале современной кинематографии в Карловых Варах в 1971 году.
Интересные факты[править | править вики-текст]
Созвучный фильму конфликт отца-фронтовика и сына нашёл отражение в снятом Авдотьей Смирновой короткометражном фильме «Вокзал» из телеальманаха «9 мая. Личное отношение» (2008)[1][2].
Через неделю после премьеры фильма Алексей Глазырин скоропостижно скончался от сердечного приступа (Е. Леонов в одном из интервью[3] впоследствии высказывал предположение, что отснятого фильма тот так и не увидел) и был похоронен на Введенском кладбище[4], где незадолго перед тем снимался ряд эпизодов фильма.
История создания[править | править вики-текст]
Сценарий фильма[править | править вики-текст]
Первоначальный сценарий был написан в 1966 году Вадимом Труниным и значительно отличался от снятого впоследствии фильма. Согласно этому сценарию, молодёжь в ресторане начала насмехаться над четырьмя фронтовыми друзьями, и дело дошло до драки. Бывшие десантники легко вышли из неё победителями, но вызванная ими милиция приняла сторону молодых людей (у кого-то из последних оказались влиятельные родители). Четырёх друзей попытались засадить в помещение для задержанных («обезьянник»), но это только привело к другой успешной демонстрации боевого опыта фронтовиков — теперь уже по отношению к милиции[5].
Первым режиссёром, который обратил внимание на этот сценарий, оказался Марк Осипьян. Его заинтересовало столкновение в ресторане, когда представители «нового потерянного поколения» набрасываются с побоями на своих «героических отцов». Впрочем, фильм с такой сценой вряд ли бы смог выйти на экраны, так что в итоге Марк Осипьян выпустил в 1968 году проблемный фильм о молодёжи 1960-х годов под названием «Три дня Виктора Чернышёва». В 1969 году договор с Труниным на «Мосфильме» был опять расторгнут, так что будущий режиссёр фильма Андрей Смирнов начал подготовительный период на свой страх и риск[5].
Актёрский состав[править | править вики-текст]
Актёров для этого фильма Андрей Смирнов выбирал очень долго. Так, на роль директора комбината Харламова пробовались Михаил Ульянов и даже Эльдар Рязанов. Роль простого рабочего, слесаря, хотел сыграть кумир 1950-х Николай Рыбников, но Евгений Леонов на пробах оказался сильнее. Персонаж бухгалтера Дубинского задумывался как аналог Арамиса, которого будет играть классический интеллигент — Иннокентий Смоктуновский или Николай Гринько. В результате же Андрей Смирнов выбрал Анатолия Папанова, в котором удивительным образом нежность и сентиментальность сочетались с брутальностью и мощью[5].
На роль Раи-медсестры Худсовет утвердил Инну Макарову (её кинопробы понравились министру культуры Е. Фурцевой), но Смирнов настоял на кандидатуре Нины Ургант[6].
Места съемок[править | править вики-текст]
Ограда и вход Введенского кладбища
Сцены похорон Матвеева в начале фильма сняты на Введенском кладбище в Москве[7]. В ряде сцен хорошо различим вход на кладбище с Наличной улицы. Дубинский сидит у могилы лётчиков-жертв катастрофы самолёта АН-12 (5 уч.)[8][9]
Дубинский, возвращаясь на работу, высаживается на Садовом кольце напротив станции метро «Парк культуры» (кольцевая). Но забирают его с работы уже на Поварской улице у церкви Симеона Столпника[10].
Пытаясь найти место, чтобы помянуть Матвеева, главные герои подъезжают к ресторану «Чистые пруды» на Чистопрудном бульваре[11].
Главные герои, отпущенные из милицейского участка, выходят на улицу между домами 3, стр. 2 и 3, стр. 1 по Гранатному переулку в Москве[12].
Фильм Белорусский вокзал — это драма, снятая в 1971 году режиссером Андреем Смирновым. Фильм был удостоен награды на I Фестивале кинематографии в Карловых Варах в 1971 году. Расставшись в 1945году на белорусском вокзале, боевым друзьям суждено было увидеться через 25 лет. Они впервые встретились на похоронах своего фронтового товарища полковника Валентина Матвеева. Увидевшись и отдав долг погибшему товарищу, герои вспомнили былые времена...
Четверо боевых друзей, конечно, с годами внешне изменились, но жертвовать собой во благо других и страны не разучились. Николай (Анатолий Папанов) работал на предприятии честным трудом, не хотел одобрять незаконные сделки, за что и был в коллективе белой вороной бюрократизма. Другой товарищ, Виктор Сергеевич (Алексей Глазырин) — это почетный человек, начальник, отвечающий за производство литейного цеха, так сказать, скала своим убеждениям и гром для подчиненных. Алешка (Всеволод Сафонов), который опоздал на поезд ради редкой встречи с однополчанами, и Ваня (Евгений Леонов), работавший заурядным слесарем. Все они похожи на спавших пассажиров, которые, проехав свою остановку, забыли вовсе выйти.
У всех приятелей работа могла подождать, но не у Ивана. Его молодой напарник Петя пытается в одиночку устранить аварию в коллекторе. Ваня сразу же отправляется на объект, конечно, не без помощи верных друзей и боевых товарищей. Ведь они не бросают в беде своих однополчан. Все это зритель увидит, если начнет смотреть онлайн в хорошем качестве Белорусский вокзал.
Во время съемок фильма четырежды работу останавливали, хотели запретить. Были разногласия на парткомах, худсоветах, но все же картина была снята. Песня «Здесь птицы не поют» Булата Окуджавы была написана специально для фильма. Впоследствии на песню была сделана аранжировка в виде марша, который и звучит до сих пор на военных парадах 9 мая. В кино ее исполняет героиня Рая актрисы Нины Ургант. Смотреть фильм Белорусский вокзал без размышлений у зрителя наверняка не получится, так как он поднимает извечные вопросы дружбы, преданности и верности.
История создания "Белорусского вокзала" довольно драматична. Сначала этот фильм должна была ставить Лариса Шепитько. Однако ее режиссерское видение сценария Вадима Трунина не нашло официальной поддержки, а на компромиссы она идти не хотела. В конце-концов эту картину о встрече фронтовиков, проводивших в последний путь своего фронтового друга, поставил Андрей Смирнов. Алексей Глазырин, Евгений Леонов, Анатолий Папанов и Всеволод Сафонов сыграли своих героев психологически убедительно и достоверно. "Художники сделали самое трудное в искусстве - властно повели нас, зрителей, за собой, за своими мыслями и чувствами, познакомили нас на экране с людьми, которых мы полюбили и в существование которых поверили. Раскрыли перед нами душу этих людей, их психологию, их жизненный опыт, нравственную силу фронтового братства. И что особенно важно - раскрыли эту силу не как что-то оставшееся там, в прошлом, а как силу существующую, действующую сейчас, имеющую влияние на наши сегодняшние дела и поступки", - писал о "Белорусском вокзале" Константин Симонов /Симонов К. От поколения к поколению /Экран 1971-1972.с.16/.
Однако даже широчайший положительный общественный резонанс "Белорусского вокзала" не помешал кинематографическим идеологам буквально разгромить следующую картину Андрея Смирнова - любовную драму "Осень"...
Александр Федоров
--------------------
Герои фильма «Белорусский вокзал» расстались на Белорусском вокзале летом 1945-го. Спустя четверть века они встречаются на похоронах боевого товарища. В их душах с новой силой оживает пережитое. Время не властно над их памятью: ветераны сохранили верность фронтовой дружбе, способность жертвовать собой, неистребимую любовь к жизни.
— советский художественный фильм 1970 года режиссёра Андрея Смирнова.
Содержание [скрыть]
1 Сюжет
2 В ролях
3 О песне
4 Съёмочная группа
5 Награды
6 Интересные факты
7 История создания
7.1 Сценарий фильма
7.2 Актёрский состав
8 Места съемок
9 См. также
10 Примечания
11 Ссылки
Сюжет[править | править вики-текст]
Этот раздел не соответствует рекомендациям оформления статей о произведениях искусства.
Он может не содержать полного описания сюжета, включая важные сюжетные ходы и концовку. Вы можете помочь проекту, добавив эти данные. Пожалуйста, пишите текст сами, а не копируйте с других ресурсов.
Бывшие однополчане — теперь журналист, бухгалтер, директор завода и простой слесарь коммунальных сетей, расставшиеся на Белорусском вокзале летом 1945 года и последний раз собиравшиеся вместе 27 сентября 1946 года на дне рождения фронтового товарища Валентина Матвеева, встречаются вновь — но теперь для того, чтобы проводить его в последний путь. Тягостные сцены похорон, отложенные из-за истерики вдовы поминки оставляют у них сильное желание помянуть товарища достойно, и четверо друзей, отвлекаясь на свои служебные и житейские проблемы, отправляются колесить по Москве в поисках места для поминок. С момента окончания войны прошло более 20-ти лет, но они по-прежнему остались верны фронтовой дружбе. Более того, они вдруг ощутили знакомое чувство «наше дело правое и враг будет разбит!»
Неожиданно для себя герои фильма оказываются в разных ситуациях, которые заставляют их вспомнить фронтовое братство и взаимовыручку, проявить скрытые черты характера. В фильме показан контраст между чувствами и мыслями фронтовиков и их более молодых современников. Незримо присутствует образ их товарища Матвеева, который служит моральным ориентиром для героев.
В финале фильма они собираются в квартире у бывшей батальонной медсестры. Поражённая известием о смерти Матвеева, она всё же находит в себе силы спеть ими всеми любимую песню о 10-м десантном — их батальоне.
В ролях[править | править вики-текст]
Актёр Роль
Алексей Глазырин Виктор Сергеевич Харламов директор завода, бывший командир сапёрной роты
Евгений Леонов Иван Приходько слесарь, бывший командир разведки
Анатолий Папанов Николай Иванович Дубинский бухгалтер, бывший радист
Всеволод Сафонов Алексей Константинович Кирюшин журналист, бывший минёр-подрывник
Нина Ургант Рая сестра милосердия, бывшая фронтовая медсестра
Раиса Куркина Лидия Андреевна Матвеева вдова Валентина Петровича, умершего однополчанина главных героев
Любовь Соколова Люба Приходько жена Ивана
Маргарита Терехова Наташа Шипилова
Никифор Колофидин генерал Андрей Андреевич Пухов отец Лидии Андреевны
Юрий Орлов Володя Матвеев сын Валентина Петровича и Лидии Андреевны
Николай Волков-мл. директор завода, начальник Дубинского
Александр Январёв Саша водитель «Москвича»
Валентина Ананьина Катя домработница Матвеевых
Людмила Аринина врач
Юрий Визбор главный инженер Балашов
Юрий Волынцев старшина милиции
Владимир Грамматиков Гриша водитель Харламова
Валерий Малышев лейтенант милиции Воронков
Виктор Проскурин Петька молодой коллега Ивана Приходько
Елена Скачкова Валя дочь Раи
Кира Жаркова эпизод
Фёдор Селезнёв эпизод
Николай Граббе эпизод (нет в титрах)
Светлана Данильченко официантка (нет в титрах)
Станислав Бородокин гость (нет в титрах)
Николай Смирнов бригадир (нет в титрах)
Пётр Морозов ансамбль «Камертон»
Юрий Будилов ансамбль «Камертон»
Сергей Байдин ансамбль «Камертон»
Евгений Николаев ансамбль «Камертон»
Виктор Разоренов ансамбль «Камертон»
О песне[править | править вики-текст]
Песня «Нам нужна одна победа» была написана специально для фильма. Режиссёр Андрей Смирнов обратился к Булату Окуджаве с просьбой написать стихи на музыку Альфреда Шнитке. Вместе с первой строчкой у Окуджавы родилась и мелодия. На встрече с Шнитке и Смирновым он представил сочинённую песню. Шнитке мелодия понравилась, и впоследствии он сделал аранжировку песни в виде марша, который стал звучать на военных парадах 9 мая. Окуджава, ободрённый неожиданной похвалой, играл её на фортепиано, присутствующие подпевали, и, как оказалось в конце, песня всем понравилась.
Съёмочная группа[править | править вики-текст]
Автор сценария: Вадим Трунин
Режиссёр-постановщик: Андрей Смирнов
Оператор-постановщик: Павел Лебешев
Художник-постановщик: Владимир Коровин
Композитор: Альфред Шнитке
Текст песен: Булат Окуджава
Звукооператор: Ян Потоцкий
Награды[править | править вики-текст]
Фильм был удостоен Главной премии на I Фестивале современной кинематографии в Карловых Варах в 1971 году.
Интересные факты[править | править вики-текст]
Созвучный фильму конфликт отца-фронтовика и сына нашёл отражение в снятом Авдотьей Смирновой короткометражном фильме «Вокзал» из телеальманаха «9 мая. Личное отношение» (2008)[1][2].
Через неделю после премьеры фильма Алексей Глазырин скоропостижно скончался от сердечного приступа (Е. Леонов в одном из интервью[3] впоследствии высказывал предположение, что отснятого фильма тот так и не увидел) и был похоронен на Введенском кладбище[4], где незадолго перед тем снимался ряд эпизодов фильма.
История создания[править | править вики-текст]
Сценарий фильма[править | править вики-текст]
Первоначальный сценарий был написан в 1966 году Вадимом Труниным и значительно отличался от снятого впоследствии фильма. Согласно этому сценарию, молодёжь в ресторане начала насмехаться над четырьмя фронтовыми друзьями, и дело дошло до драки. Бывшие десантники легко вышли из неё победителями, но вызванная ими милиция приняла сторону молодых людей (у кого-то из последних оказались влиятельные родители). Четырёх друзей попытались засадить в помещение для задержанных («обезьянник»), но это только привело к другой успешной демонстрации боевого опыта фронтовиков — теперь уже по отношению к милиции[5].
Первым режиссёром, который обратил внимание на этот сценарий, оказался Марк Осипьян. Его заинтересовало столкновение в ресторане, когда представители «нового потерянного поколения» набрасываются с побоями на своих «героических отцов». Впрочем, фильм с такой сценой вряд ли бы смог выйти на экраны, так что в итоге Марк Осипьян выпустил в 1968 году проблемный фильм о молодёжи 1960-х годов под названием «Три дня Виктора Чернышёва». В 1969 году договор с Труниным на «Мосфильме» был опять расторгнут, так что будущий режиссёр фильма Андрей Смирнов начал подготовительный период на свой страх и риск[5].
Актёрский состав[править | править вики-текст]
Актёров для этого фильма Андрей Смирнов выбирал очень долго. Так, на роль директора комбината Харламова пробовались Михаил Ульянов и даже Эльдар Рязанов. Роль простого рабочего, слесаря, хотел сыграть кумир 1950-х Николай Рыбников, но Евгений Леонов на пробах оказался сильнее. Персонаж бухгалтера Дубинского задумывался как аналог Арамиса, которого будет играть классический интеллигент — Иннокентий Смоктуновский или Николай Гринько. В результате же Андрей Смирнов выбрал Анатолия Папанова, в котором удивительным образом нежность и сентиментальность сочетались с брутальностью и мощью[5].
На роль Раи-медсестры Худсовет утвердил Инну Макарову (её кинопробы понравились министру культуры Е. Фурцевой), но Смирнов настоял на кандидатуре Нины Ургант[6].
Места съемок[править | править вики-текст]
Ограда и вход Введенского кладбища
Сцены похорон Матвеева в начале фильма сняты на Введенском кладбище в Москве[7]. В ряде сцен хорошо различим вход на кладбище с Наличной улицы. Дубинский сидит у могилы лётчиков-жертв катастрофы самолёта АН-12 (5 уч.)[8][9]
Дубинский, возвращаясь на работу, высаживается на Садовом кольце напротив станции метро «Парк культуры» (кольцевая). Но забирают его с работы уже на Поварской улице у церкви Симеона Столпника[10].
Пытаясь найти место, чтобы помянуть Матвеева, главные герои подъезжают к ресторану «Чистые пруды» на Чистопрудном бульваре[11].
Главные герои, отпущенные из милицейского участка, выходят на улицу между домами 3, стр. 2 и 3, стр. 1 по Гранатному переулку в Москве[12].
Фильм Белорусский вокзал — это драма, снятая в 1971 году режиссером Андреем Смирновым. Фильм был удостоен награды на I Фестивале кинематографии в Карловых Варах в 1971 году. Расставшись в 1945году на белорусском вокзале, боевым друзьям суждено было увидеться через 25 лет. Они впервые встретились на похоронах своего фронтового товарища полковника Валентина Матвеева. Увидевшись и отдав долг погибшему товарищу, герои вспомнили былые времена...
Четверо боевых друзей, конечно, с годами внешне изменились, но жертвовать собой во благо других и страны не разучились. Николай (Анатолий Папанов) работал на предприятии честным трудом, не хотел одобрять незаконные сделки, за что и был в коллективе белой вороной бюрократизма. Другой товарищ, Виктор Сергеевич (Алексей Глазырин) — это почетный человек, начальник, отвечающий за производство литейного цеха, так сказать, скала своим убеждениям и гром для подчиненных. Алешка (Всеволод Сафонов), который опоздал на поезд ради редкой встречи с однополчанами, и Ваня (Евгений Леонов), работавший заурядным слесарем. Все они похожи на спавших пассажиров, которые, проехав свою остановку, забыли вовсе выйти.
У всех приятелей работа могла подождать, но не у Ивана. Его молодой напарник Петя пытается в одиночку устранить аварию в коллекторе. Ваня сразу же отправляется на объект, конечно, не без помощи верных друзей и боевых товарищей. Ведь они не бросают в беде своих однополчан. Все это зритель увидит, если начнет смотреть онлайн в хорошем качестве Белорусский вокзал.
Во время съемок фильма четырежды работу останавливали, хотели запретить. Были разногласия на парткомах, худсоветах, но все же картина была снята. Песня «Здесь птицы не поют» Булата Окуджавы была написана специально для фильма. Впоследствии на песню была сделана аранжировка в виде марша, который и звучит до сих пор на военных парадах 9 мая. В кино ее исполняет героиня Рая актрисы Нины Ургант. Смотреть фильм Белорусский вокзал без размышлений у зрителя наверняка не получится, так как он поднимает извечные вопросы дружбы, преданности и верности.
История создания "Белорусского вокзала" довольно драматична. Сначала этот фильм должна была ставить Лариса Шепитько. Однако ее режиссерское видение сценария Вадима Трунина не нашло официальной поддержки, а на компромиссы она идти не хотела. В конце-концов эту картину о встрече фронтовиков, проводивших в последний путь своего фронтового друга, поставил Андрей Смирнов. Алексей Глазырин, Евгений Леонов, Анатолий Папанов и Всеволод Сафонов сыграли своих героев психологически убедительно и достоверно. "Художники сделали самое трудное в искусстве - властно повели нас, зрителей, за собой, за своими мыслями и чувствами, познакомили нас на экране с людьми, которых мы полюбили и в существование которых поверили. Раскрыли перед нами душу этих людей, их психологию, их жизненный опыт, нравственную силу фронтового братства. И что особенно важно - раскрыли эту силу не как что-то оставшееся там, в прошлом, а как силу существующую, действующую сейчас, имеющую влияние на наши сегодняшние дела и поступки", - писал о "Белорусском вокзале" Константин Симонов /Симонов К. От поколения к поколению /Экран 1971-1972.с.16/.
Однако даже широчайший положительный общественный резонанс "Белорусского вокзала" не помешал кинематографическим идеологам буквально разгромить следующую картину Андрея Смирнова - любовную драму "Осень"...
Александр Федоров
--------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий