I — Раскрепощенность Индии и Азии
Период: I в. до н.э. — V в. н.э. Аудитория: знать, состоятельные сословия ![]()
Хокусай, "Осьминог и ныряльщица", 1814, гравюра по дереву
![]()
Хокусай, "Цветок адониса", 1815. гравюра по дереву
В монархическом Китае простой народ считали непросвещенным. Эротоманские радости, созданные руками типографов, доставались лишь привилегированным сословиям и образованной элите. Объясняется это и так: любые изображения и книги выполнялись из дорогих материалов и стоили немало — заказчики платили мастерам буквально за каждую букву. К тому же у не воспитанного должным образом люда содержание подобных изданий, как считалось, могло вызвать шок. И кстати, эротика стала цензурироваться только тогда, когда стала доступна массам.В Китае самой продуктивной по части эротического материала считается эпоха династии Хан (206 год до н. э. — 24 год н.э.). Тогда помимо прочего было создано восемь руководств по сексу. И, так как Китай развивался по пути, отличном от европейского, этим руководствам и содержащимся в них порнографическим гравюрам (которым отводилась важная роль и даже посвящались стихи) ничего не грозило вплоть до позднего Средневековья. ![]()
Одна из иллюстраций Камасутры
![]()
Эротическое искусство Индии, одна из иллюстраций Камасутры
В отличие от китайских книг, являющихся именно секс-пособиями, знаменитая Камасутра, написанная мудрецом Ватсьяяной Малланаги, — всего лишь трактат на тему быта. Самый расхожий раздел Камасутры — с сочными картинками и советами на тему телесной любви — это лишь одна из семи частей. Причем в сравнении с другими главами раздел о позах описывает их довольно бегло. Интересно, что в тексте никак не намекается на обязательство вести половые отношения непременно в браке. Поиску второй половины, как ни странно, посвящен следующий за позами третий раздел священной книги. Пятый же раздел посвящен руководству по соблазнению чужих жен.Первый английский перевод Камасутры начал готовиться в 1875 году, но из опасений издателей угодить за решетку публикация была перенесена на десять лет. И тем не менее в выходных данных значилось, что книга имеет мало отношения к Англии и издана в Индии. Такой способ дельцы придумали в защиту от штрафов и санкций. В Советском Союзе ходили по рукам самиздат-версии Камасутры, за которыми с вдохновением и азартом охотился КГБ, и лишь к 1990 году вышла легальная публикация. II — Неврозы инквизиции Период: XII-XVI в. Аудитория: работники, клиенты борделей, типографий, состоятельные сословия Инквизиция интересует исследователей порно по нескольким причинам. Во-первых, именно в позднем Средневековье создан прецедент, который повлиял на современную юриспруденцию. Тогда одного предположения, что дама — ведьма, было достаточно, чтобы спровадить ее на костер. Так, в наши дни принципы ведения борьбы с порнографией мало отличаются от средневековых. Все остается. ![]()
Набросок Леонардо да Винчи, "Соитие"
Второй пункт — средневековая церковь развила массовый невроз. Пропаганда умерщвления плоти, отказа от блуда, преследование рукоблудия, как ни странно привели к закономерному, но неочевидному развитию событий. Единственными служительницами искусства Эроса остались профессиональные проститутки. Проститутки по тем временам были полулюдьми, и контакт с ними даже не считался прелюбодеянием. Результат — невиданный рост проституции. Вплоть до испанского декрета 1623 года отмечается повсеместное распространение борделей, никак не пресекавшееся властью и прекратившееся уже в эпоху Возрождения. III — Эротика Ренессанса Период: XIV-XVI вв. Аудитория: художники, ваятели и их почитатели мужского пола ![]()
Себастьяно дель Пбомбо, "Мученичество святой Агаты"
![]()
Анджело Бронзино, "Портрет Андреа Дориа в виде Нептуна", 1540-1550 / Аньоло Бронзино, "Аллегория с Венерой и Амуром"
![]()
Тициан Вичеллио де Кадоре, "Три возраста мужчины"
Наш современник, искусствовед Эдвард Люси Смит утверждает, что мы не распознаем элементов табу в классическом искусстве, уважая его высокий статус: «Чем больше имеешь дело с историей искусств, тем больше понимаешь, как много в древнем искусстве непристойности, на которую мы закрываем глаза, помещая объект в музей и говоря что он прекрасен. С XVI века, когда обнаженная женская натура прибрела особое значение, в искусстве доминировали мужчины, смотрящие на женщин, и все принимают это положение вещей, и никто не разглядывал картинки, чтобы определить их сексуальное содержание. Наше общество странным образом единодушно игнорирует эротику, даже порнографию в так называемых произведениях искусства, тогда как из-за современной продукции, не всегда столь же откровенной, мы поднимаем ужасный шум». IV — Просвещение Период: XVIII в. Аудитория: случайные слушатели на площади Пале-Рояль в Париже, клиенты букинистов и подпольных граверов Современным людям кажется, что они открыли секс или что до XX века он был другой, но они ошибаются. XVIII столетие стало веком общественных и религиозных переворотов во Франции и пережило своего рода бум эротических произведений. Однако политизированное общество эпохи Просвещения перекроило эротику на свой лад и в своих целях. Авторами выступали философы времени, причем их порнографические произведения предназначалась по большей части для площадного чтения вслух. Стиль произведений стал скорее журналистским: только факты, происшествия, комментарии к политическим событиям — но под каким соусом. К слову, вольнодумнические типографии находились в Латинском квартале Парижа, студенческом районе, где, как считается, в те времена рождалась мысль. ![]()
Гравюра Агостино Карраччи, "Миссалина в каморке Лициски", XVI в. / гравюра Агостино Карраччи,"Юпитер и Юнона", XVI в.
![]()
Гравюра Агостино Карраччи, "Культ Преапа", XVI в. / гравюра Агостино Карраччи,"Ахилл и Брисея", XVI в.
Очевидной целью порнографических памфлетов была жена короля Людовика XVI Мария Антуанетта. Ее обвиняли в связи с братом короля и с горничными, ее изображали нимфоманкой и предательницей идеалов любви. Публикой все это воспринималось как унижение короля и отказ исполнять свои прямые королевские обязанности — обеспечить корону наследником. Это мощно подорвало имидж Марии Антуанетты. Результат известен — когда памфлеты зашли слишком далеко, а революция набрала полный ход, королева была казнена на площади Согласия, ей отсекли голову. Итог — при новой власти порнография была запрещена как инструмент, имеющий политическую силу. Именно на этой почве появилась знаменитая провокация авторства Маркиза де Сада. А фантазии де Сада, как известно, играют важную роль в современной культуре порнографии. V — Раскопки Помпей и викторианская мораль Период: 1837-1901 гг. Аудитория: мужчины зрелого возраста Порнография оказалась отрезана от общего культурного процесса, когда на все явления, как культурные, так и природные, повесили ярлыки. Порнография — изобретение викторианской науки. В большинстве других культур концепция порнографии попросту отсутствует. Мы же унаследовали ценности именно Британской империи. Древнегреческий термин «порнография» появился в английском словаре медицины в 1857 году и нейтрально обозначал медицинские статьи на тему проблем проституции. Негативную окраску слово приобрело всего пять лет спустя и в таком виде было закреплено в словаре Уэбстера. Так выглядела попытка установить культурные рамки. ![]()
1.
Питер Фенди, "Перекрестный поцелуй", начало XIX века 2. Помпейский
портрет Сапфо, воспевавшей Эрос 3. Римская эротическая фреска
![]()
Эротическая сцена, Помпеи
![]()
Одна из наиболее знаменитых фресок Помпей
![]()
Обложка книги "Eros in Pompeii", издание 1997 года
В истории того времени важную роль сыграло открытие Помпей (именно открытие — раскопки очертили новую планету культуры). Благородный древний мир пестрил непристойностями. Для римлян домашние изображения откровенных сцен были в порядке вещей. Фрески с совокупляющимися людьми занимали все дома, каждую комнату, каждую стену в комнате. Если бы вы были древним помпейцем, но в вашем доме — например, в столовой — нельзя было увидеть таких сочных картинок, вы бы считались обладателем дурного вкуса и человеком, не разделяющим общественных ценностей. У римлян так вообще фаллос был символом удачи. Кстати, ни в одной из книг, считающихся символом современной религиозной культуры (в Библии, например), нет указания на то, что это неприемлемо. Открытие Помпей поставило под угрозу знания о древнем мире. Археологам пришлось избавляться от доказательств. Уничтожить находки было нельзя, поэтому все, что посчитали непристойным, выделили в особую категорию искусства и спрятали в музее — Национальном археологическом музее Неаполя, в помещении, известном как Тайный кабинет, и в «Секретуме» Британского национального музея. Так и появилась порнография. VI — изобретение кинокамеры и переход на свет Период: 1890-1940 гг. Аудитория: граждане зрелого возраста обоих полов Для порнографии изобретение кино сделало возможным увидеть тела в движении, контакт в разных ракурсах, крупным планом, в непривычных доселе подробностях. Порнокино возникло в самом начале XX века. Считается, что этот бизнес процветал уже в 1904 году. В основном порно снимали в Германии, Франции и Латинской Америке. В США порнофильмы создавали абсолютные профессионалы дела. У сотрудников студий был доступ к оборудованию, а снимать на солнечных пленэрах можно было круглый год. Поэтому в Голливуде качество блю-муви (англоязычное название «порно») было выше, чем в Нью-Йорке, где у студий было куда меньше ресурсов. Кстати, в фильмах не было никакой музыки. ![]()
Реклама абсента / Грязная шутка сороковых годов
![]()
Реклама мыла, 1910 год
![]()
Фотографии из известного альбома "Animal locomotion", 1887 год
Писательница Линда Уильямс отмечает: «Порнофильмы существовали только в подполье и не являлись частью официальной культуры. Следовательно, они и не эволюционировали — к ним не придирались критики, говоря, что сюжет надо доработать. И что самое важное, их не смотрели женщины». Пока порно смотрели мужчины небольшими группами, на такого рода кино закрывали глаза. Но как только запрещенные фильмы стали пробираться на большой экран, активизировались и цензоры. В ответ киноиндустрия изобрела свои десять заповедей — Кодекс Хейса — правила кинематографа, определяющие, что приемлемо показывать публике, а что нет. Присутствие полиции в кинотеатрах стало привычным делом. Парадокс порнографии в том, что попытки определить ее рамки и пресечь привели к обратному эффекту — ее распространению. ![]()
Кадр
из первого порнографического мультфильма Eveready Harton in Buried
Treasure, снятого по одним данным в 1928, по другим — в 1929 году
Зато сороковые годы стали эпохой самодельной порнографии. Небольшой киноаппарат было не сложно купить, имея на это деньги. Некоторые пары успешно снимали в домашнем видео самих себя и показывали это импровизированное порно только своим друзьям. Дорогостоящими секретными лабораториями по копированию домашнего порно занималась уже мафия. Кинопленка сделала порно еще более осязаемым. Из-за популярности кинематографа все, что попадало в объектив, со временем стали жестко контролировать. Свободные шестидесятые принесли богатство производителям порно, славу — режиссерам и актерам. Однако до больших киноэкранов скандальное кино добралось только в следующем десятилетии. VII — Легальные порнокинотеатры в США Период: 1970-е — конец 1980-х гг. Аудитория: смешанная Кинематограф в Америке шестидесятых проиграл былые общественные завоевания: мейнстримовое кино семидесятых пестрело насилием и непристойностями. А экспериментальное — вспомним упражнения Энди Уорхола — открыто заигрывало с порнографией. В 1969 году Дания легализовала все виды порнографии. Там же появилась восьмимиллиметровая пленка для любительской съемки. ![]()
Звезда "Глубокой глотки" на обложке Esquire / Главная героиня фильма "Глубокая глотка"
Полнометражный фильм «Глубокая глотка» неожиданно для всех принес порнографии признание. Этот фильм режиссера Джеральда Дамиано побил рекорд по кассовым сборам и сделал порно таким, каким мы его знаем сейчас. В кинотеатре San Francisco он шел около четырех недель, за это время собрал в районе 10 тысяч долларов и потом исчез с экранов. В New World Cinema на Манхэттене фильм показывали целый год. Год спустя фильм вернулся в кинотеатр San Francisco и на этот раз за неделю собрал 60 тысяч долларов. Неплохую рекламу фильму дали знаменитости. О нем публично упомянул и Джек Николсон. О ленте заговорили по телевидению и написали в New York Times. Домохозяйки — и те, закупившись в универмаге Bloomingdale's, ловили такси до кинотеатра, чтобы приобщиться к ажиотажу вокруг «Глубокой глотки» и посмотреть фильм. Главное, что все попытки цензуры оградить публику от злокозненного кино и его звезды Линды Лавлейс потерпели крах. Если бы те годы не были эпохой хиппи, у порнорежиссеров, возможно, ничего бы не вышло. Так, впервые на киноэкране показали оральный секс, популяризированный порношиком «Глубокая глотка». Еще одно завоевание этого фильма — появление порнографических сцен в мейнстримовом кино, к примеру, в «Последнем танго в Париже». ![]()
В
семидесятые вошел в оборот очередной носитель порно. Позаимствовав
светлую идею откровенного журнала у Хью Хефнера, запустившего свой
Playboy в пятидесятых, редакторы новой формации стали открывать издания
на любой вкус и цвет. Принципиально новую аудиторию они не привлекли, но
внесли известный вклад в эволюцию стиля в порнофотографии.
Бюджеты американского порно тем временем росли, а производство порно вылилось в отдельный Голливуд. В 1970 году в Америке было 900 кинотеатров для взрослых. Однако к 1977 году их осталось 200. С этого момента весь упор в порно перешел на видеопродукцию. VIII — Интернет Период: с конца 1990-х по наше время Аудитория: пользователи сети интернет ![]()
Картина Стивена Кейни "Животная привлекательность", 2010
![]()
Популярная эротическая фотография Гая Бордина
![]()
Обложка номера журнала "Наш", целиком посвященного теме порно
В последнем разделе много не расскажешь, все и так в курсе происходящего. К концу XX века порнография достигла неподконтрольных объемов и, преодолевая социальные и законодательные барьеры, в виде цифрового сигнала достигла каждого дома. Мало того, цифровая технология сделала наглядным и прибыльным любое извращение, которое можно представить. Появился свежий жанр порно — секстейп, хоум-мейд видеознаменитостей, якобы случайно попавшее в руки злодеев-распространителей. ![]()
Секстейпы
стали желтыми СМИ от порно, ведь такого рода ролики интересуют даже
давно пресытившихся персонажей и привлекают в порномир совершенно
постороннюю аудиторию, а именно фанатов простодушных
селебрити-эксгибиционистов. Существуют сайты, посвященные секстейпам,
как правило, неоправданно дорогие. Поэтому для жаждущих, но бедных
снимают ролики с дублерами.
И — последняя находка порнопрома — 3D-фильмы. В 2010 году Марк Дорсель, «европейский Хью Хефнер», снял полнометражный фильм «Кама-Сутра», но не оказался пионером. Буквально за пару месяцев до релиза фанатов порноновинок уже обрадовали «Octopussy 3D: A XXX Parody» и «Whorrie Potter and the Sorcerer's Balls». |
|
|
Жизнь это - мгновения, промежутки. Ночь ушла, солнце скоро взойдет. Сделайте эти промежутки настолько прекрасными насколько это возможно - наполненными молчанием, наполненными благодарностью к существованию, которое дало вам шанс, благодарностью по отношению ко всем тем, кто вам помог. И ждите.
26 февраля 2012 г.
История порнографии (24 фото+текст)
Автор:
TomashBraun
на
10:46


Отправить по электронной почтеНаписать об этом в блогеПоделиться в XОпубликовать в FacebookПоделиться в Pinterest
Ярлыки:
Эротика
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий