Жизнь это - мгновения, промежутки. Ночь ушла, солнце скоро взойдет. Сделайте эти промежутки настолько прекрасными насколько это возможно - наполненными молчанием, наполненными благодарностью к существованию, которое дало вам шанс, благодарностью по отношению ко всем тем, кто вам помог. И ждите.


29 января 2012 г.

Инфанта Маргарита



 (230x310, 64Kb)
Больше трёхсот лет смотрит она на нас с портретов Веласкеса. Крошечная девочка, окружённая фрейлинами, на знаменитом полотне «Менины»; девочка постарше на фоне красного бархатного занавеса. Инфанта в голубом, инфанта в розовом, инфанта в сером. В зелёном и белом.
Роскошные платья из тяжёлой, негнущейся парчи, в которые, как в броню, заковано совсем ещё хрупкое тело.
Золотые или серебряные вышивки, которые своим блеском оттеняют почти прозрачную кожу...
Волосы, нежно-белокурые в детстве, и тёмно-золотые в юности.
Она не красавица – постоянные близкородственные браки в семье почти не оставили на это шансов. Но, по крайней мере, и не уродлива, как её несчастный младший брат. Спокойный взгляд, торжественная поза. Да и как иначе? Ведь она – дочь короля...

 (200x242, 10Kb)
Маргарита Терезия родилась в 1651 г. Её отцом был Филипп IV, король Испании и Португалии, матерью – Мария Анна, дочь императора Священной Римской Империи Фердинанда III. Как похожи они на портретах – длинные, «тяжёлые» носы, большие подбородки, оттопыренные нижние губы... Это неудивительно, поскольку оба – из династии Габсбургов. Более того, Мария Анна не только супруга Филиппа, но и племянница – дочь его родной сестры. Правда, сперва она должна была выйти замуж за Балтасара Карлоса, сына Филиппа, но тот скончался совсем юным, и, вместо того, чтобы выйти замуж за кузена, Мария Анна стала супругой дяди. Кому судить, что было бы лучше? Но из пяти детей, которых она родила Филиппу, выжило только двое.

Их первенцем и была инфанта Маргарита.
 (250x299, 27Kb)

Вопросы брака королевских дочерей – дело государственной важности, и за кого выйдет замуж Маргарита, когда подрастёт, было известно почти с самого начала – за брата своей матери, Леопольда, сына упомянутого уже императора Фердинанда. Потому и писал придворный художник Диего Веласкес портреты инфанты каждые несколько лет; их отправляли в Вену, чтобы там могли судить, как подрастает невеста.

Маргарите суждено будет отчасти повторить судьбу матери, она станет супругой родного дяди. Правда, поскольку родственные связи в семействе Габсбургов спутаны в тугой клубок, будущий супруг приходился ей не только дядей, но и кузеном одновременно. Стоит ли удивляться, что дети, рождённые в таких семьях, жили недолго?..
Но Леопольд – не самый плохой вариант. В конце концов, разница в возрасте между женихом и невестой не так уж велика, всего одиннадцать лет, в то время как отец Маргариты старше её матери на целых тридцать.
Пока же годы идут, Маргарита растёт, жених после смерти отца сам становится императором Священной Римской Империи, Леопольдом I.
 (329x480, 44Kb)

Хотела ли она ехать в далёкую Вену? Вероятно, у инфанты и мысли не могло возникнуть, что может быть как-то по-другому. Ведь её судьба была решена с самого раннего детства... В Вену невесту сопровождает кардинал Джироламо Колонна, представитель старинной римской фамилии. Он же и проводит венчание.

Итак, Маргарите, отныне уже не инфанте, а императрице, пятнадцать лет, супругу, Леопольду I, двадцать шесть.
Судя по портретам, в молодости он был весьма хорош собой, да и Маргариту не назовёшь дурнушкой. Когда, в какой момент появилось притяжение, которое и связало молодую пару на все годы брака, пусть и короткие? Может быть, толчком послужило то, что оба любили оперу?
Есть такая, ныне почти забытая, опера Антонио Чести – "Золотое яблоко", в написании музыки к которой поучаствовал и сам император.

И уж конечно никто не помнит, что именно ее должны были поставить во время пышных торжеств в Вене в честь свадьбы императора и инфанты. Три прекрасные богини спорят, кому же достанется яблоко, и обращаются за судом к Парису. Но заканчивается всем нам знакомая история по-другому – яблоко действительно вручают прекраснейшей, но это – императрица Маргарита...
Однако по различным причинам премьеру отложили, и состоится она только на празднествах, приуроченных к семнадцатилетию императрицы. В конце оперы сцену украсят родословной дома Габсбургов, включая потомков, которых ожидали от новой четы.

А знаете, благодаря кому (хотя бы косвенно) мы можем наслаждаться венскими шоколадными шедеврами, скажем, знаменитым тортом Sachertorte? Благодаря Маргарите. В её приданом, помимо прочего, было около тысячи семисот (!) килограмм шоколада. Как её тетка, знаменитая Анна Австрийская, приучила к шоколаду французов, так и Маргарита – австрийцев.

Отгремели свадебные торжества, вышла монета, приуроченная к праздникам – с профилями императора и императрицы, начались будни. Все ждали от Маргариты того, ради чего, собственно, и состоялась свадьба. Юная супруга будет называть Леопольда «дядей», а он её – «Гретель», уменьшительным от «Маргариты».
Ровно через девять месяцев шестнадцатилетняя Маргарита рожает первенца. Сын! Фердинанд Венцель мог вырасти и стать императором Фердинандом IV... Но он умирает всего через полгода после рождения.
Спустя год после его смерти на свет появляется второй ребёнок – на это раз дочь, Мария Антония. Она окажется единственным ребёнком Леопольда и Маргариты, который проживёт относительно долго.
Долго? Всего двадцать три года.
Спустя год после рождения Марии Антонии на свет снова появляется сын. Однако и он умирает. Сразу же. Увы, это не редкость даже в королевских семьях. И даже в императорских.

Проходит два года. Дети то рождаются мёртвыми, то случаются выкидыши. Ещё одна новорождённая принцесса, Мария Анна Антония, проживёт всего две недели. Императрица Маргарита в отчаянии, в своих горестях она начинает винить других – а вдруг её сглазили?..

Увы, свита, которую Маргарита привезла с собой из Испании, держала себя так, как и полагалось знатным испанцам того времени – очень гордо, отчуждённо и неприступно. Для них это было естественно, для куда более оживлённых венцев – непривычно и неприятно. Обиженные, как им кажется, пренебрежением со стороны испанцев, и тем, что они ведут себя буквально «как дома», остальные придворные начинают в открытую поговаривать о том, что хорошо бы императрица умерла, а император мог жениться во второй раз...

Здоровье Маргариты с детства было хрупким – тяжелое наследие постоянных браков между двоюродными братьями и сёстрами, дядями и племянницами. К тому же с юности она страдала расширением щитовидной железы. К счастью, это не изуродовало её внешность, только глаза, судя по портретам, были на выкате чуть больше положенного. А постоянные беременности – всего их было семь – ещё больше подрывают её здоровье.

И вот императрица снова в тягости. Но надо же было ей, так бережно лелеемой супругом, всё-таки подхватить простуду... Простуду настолько серьёзную, что она вызывает преждевременные роды. Новорождённая принцесса проживёт всего пять дней, а мать... Маргарита скончается через две недели после родов. Ей было всего двадцать два.

Леопольд убит горем. Но империи нужен наследник, и он снова женится, спустя всего полгода после смерти Маргариты. Но только в третьем браке ему повезёт, и наследник всё-таки родится. Что ж, участь королев и императриц состоит вовсе не в том, чтобы вкушать радости жизни, а чтобы отдавать эту самую жизнь в попытках продолжить династию...

Среди тех портретов Маргариты, которые писал не Веласкес, а другие художники, особо выделяется один, написанный зятем Веласкеса, Хуаном дель Мазо. На Маргарите чёрное платье, роскошные золотые волосы заплетены в тугие косы, свитые в кольца по бокам печального лица. Инфанта в трауре по отцу. От портрета веет невыразимой тоской. Всего через шесть лет вот так же станут носить траур и по ней самой, а на разукрашенном саркофаге поместят букву «М» – и корону.
 (300x430, 73Kb)

Вот и всё, что осталось от инфанты. Всё ли? О, нет. Она все ещё остаётся с нами.
"Потом прошли века.
Один. Другой, И третий.
И смотрит мимо глаз, как он ей приказал,
Инфанта-девочка на пасмурном портрете..."

Павел Антокольский

Комментариев нет:

Отправить комментарий