
Бывают дни, когда, надев халат,
Я, к этой жизни более не годный,
Отдаться дням
давно минувшим рад -
Своей причудой старомодной...
Пусть дождь стучит лениво
за окном,
Бегут часы и год бежит за годом,
Причудой странною
наполнил я весь дом,
И тени бродят хороводом...
И странно мне, что повесть дальних лет
Мне смутным эхом
сердце взволновала.
Что это, правда, жил я
или нет -
В дней Александровых
прекрасное начало?..
Николай Врангель,
из послания князю С. Волконскому
Имя барона Петра Врангеля известно всем из учебников истории. Имя его младшего брата Николая забыто. И, кажется, это не просто трагическое стечение обстоятельств...
.
Выдающийся русский искусствовед Николай Николаевич Врангель был поэтом не только в своей великолепной (и при этом строго научной) прозе - он писал и стихи. Впрочем, никогда не публиковал их; писал легко, шутя и тут же дарил друзьям.
Я рассказать хочу о том,
Как счастье призраком мелькнуло:
Я раз взошел в старинный дом,
В старинный дом, где все заснуло.
Там тонкой сетью паука
Картины темные обвиты,
И штукатурка с потолка
Свалилась на паркета плиты.
Там бледных предков длинный ряд
Глядит усталыми глазами,
Часы замолкли, не стучат,
И мебель скрыта под чехлами.
Зачем родилися мечты
В моей слепой и детской вере?
Забыты тени красоты,
Зачем же в дом открыты двери?
Движеньем судоржным плеча
Толкнул я дверь в старинном зале
И дверь захлопнулась стуча,
И предки в рамах задрожали...
Теперь опять столетним сном
Заснули темные картины:
Лишь в зале сумрачно-пустом
Паук сплетает паутины.
11 июня 1907
Потомок скандинавских переселенцев по отцу и русских дворян по матери Николай Врангель опоздал родиться. От эпохи Александра I его отделяло почти столетие, но когда он говорил о том далеком времени, у людей возникало мистическое чувство, что этот смешливый и задиристый молодой человек заглянул к ним из прошлого. Верилось, что он утром беседовал с Карамзиным, днем обедал у князя Юсупова, вечером гулял с Пушкиным в Летнем саду...
Ему было чуть больше двадцати, когда он организовал в Академии наук выставку русского портрета. В 1902 году Врангель начал поездки по России, изучая и описывая памятники усадебной культуры.
В начале двадцатого столетия в России насчитывалось около 140 тысяч усадеб. Патриархальная культура рушилась на глазах, но мало кто сожалел о ее гибели. Еще меньше было тех, кто пытался спасти образы этой культуры для будущих поколений. Большинство с радостью подбрасывало щепки в разгорающееся пламя, не понимая, что поджигает родной дом.
Вскоре по России прокатится первая русская революция. В пору, которая сейчас кажется нам прекрасным зенитом императорской России, Николай Врангель напишет статьи "Развал" и "Остатки прошлого". Он завершит их жестким выводом, справедливым, к нашему стыду, и век спустя: "В области разрушения у русских не было соперников... Так в грандиозном пожаре умерло все, что существовало два века... мы в новой пустыне видим лишь оазисы прошлого... Едешь по бесконечным дорогам, едешь по бедным обнищавшим деревням и с ужасом и тоской видишь разруху, страшную разруху на каждом шагу... Боже мой, какая страшная перемена произошла!.."
Там, где плещет волна далеко от земли,
Там, где зарево солнца восходит вдали,
Там печальная чайка кого-то зовет,
Замедляя свой быстрый полет.
Там, в горах, где до неба доходит скала,
В высоте, лишь доступной полету орла,
Пролетает орел над угрюмой скалой
И кого-то он кличет с тоской.
Отчего кто-то плачет, зовет в тишине?
Кто ты? — правда иль сказка? — откликнися мне...
Это волны, как кони, проносятся вскачь, —
Это волн несмолкаемый плач.
Отчего, отчего всюду мрак и тоска,
Отчего мне не страшно, что смерть так близка,
Отчего я ищу и рыдаю в бреду
И ответа нигде не найду?
Николай Врангель скончался 15 июля 1915 года в варшавском военном госпитале. После Гражданской войны его имя было надолго вычеркнуто из отечественной культуры лишь потому, что он был младшим братом одного из предводителей Белого движения, командующего Вооруженными силами Юга России барона Петра Врангеля.
Увы, и по сей день при упоминании барона Врангеля вспоминают Гражданскую войну, а вовсе не поэзию русской усадьбы. Старший брат и по сей день заслоняет "труженика на мирной ниве искусства". Имени Николая Врангеля нет даже в биографическом словаре русских писателей...

Как много в жизни скучных слов,
Банальных взглядов и понятий,
Как много призрачных оков,
Как много правил без изъятий.
Как мало в жизни тех людей,
Кто б целовать умел как надо,
Кто понимал бы бред страстей
И пил до капли чашу яда.
О! Сколько милых, женских лиц,
Но нет страстей на этих лицах.
Как много в клетках диких птиц,
Но не летают эти птицы!
Свободу дайте птицам всем,
Что в клетках бьются от бессилья.
Но для чего свобода тем,
Что не хотят расправить крылья?!.
Отчего, когда ночью иду
Я пустынною улицей длинной
То тебя в полусонном бреду
Я на улице вижу пустынной?
Отчего, когда гаснет камин
И часы отзвучат, замирая, —
В темноте я останусь один
О тебе, о тебе вспоминая.
Отчего при тебе я дрожу?
Отчего без тебя я страдаю?
И ни слова тебе не скажу,
Хотя многое, многое знаю...
Весна 1905. СПб.
***
Я люблю под стук часов,
В темной комнате мечтая,
Слушать шепот голосов
От волненья замирая.
Думать долго в темноте
О далеких, милых лицах,
Закрепленных в красоте
На желтеющих страницах.
Тех, кого под стук часов
Я узнал из книг старинных.
Шорох тлеющих листов
Вереницей сказок длинных.
И мне снятся в этот миг
Тени тех, кто прежде жили,
Тихий шепот старых книг:
«Позабыли, позабыли...»
Комментариев нет:
Отправить комментарий