На Синае Бог изрек народу: "Вот, Я посылаю перед тобою Моего
Ангела хранить тебя в пути и вести тебя в то место, которое Я приготовил
тебе" (Исх 23.20). ![]() Имеются еще другие подобные места в В.З. Ангела-хранителя в современном смысле слова, т.е. ангела как постоянного спутника и защитника человека, В.З. еще не знает. Лишь во времена Маккавеев (II в. до Р.Х.) эта идея появляется в небиблейской литературе. ![]() Ангел Маккавеев. (Г. Доре) С тех пор была частично также представлена мысль, что рядом с каждым человеком находится не только добрый ангел, но и злой (сатана). Также и Н.З. знает ангела как помощника человека: Ангел освобождает Апостолов из темницы (Деян 5.19), спасает Петра из цепей и темницы (Деян 12.7-10). ![]() Рафаэль Санти. Освобождение св. Петра из темницы. Сверх этого, Н.З. знает ангелов-хранителей в собственном смысле, т.е. ангелов, которые предназначены для длительного содействия человеку: согласно Посланию к евреям: "Все Ангелы - суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение" (Евр 1.14). Иисус говорит однажды: "Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного" (Мф 6.18,10). Эта вера в Ангела, пребывающего рядом с человеком, встречается также в Деяниях Апостолов: когда чудесно освободившийся Петр долго стучался у ворот, т.к. служанка в доме от радостного ужаса забыла ему открыть, жители ей не поверили. Один сказал: "Это Ангел его!" (Деян 12.15). Эта вера в личного ангела-хранителя встречается у многих отцов церкви и до Средневековья и дальше развивалась, особенно Фомой Аквинским была систематически продумана. ![]() Церковная наука на IV-м Латеранском Всемирном Соборе (11-30 ноября 1215 г.) в своем заявлении против альбигойцев и катаров торжественно признала как догмат веры существование Ангелов как таковых (I-й Ватиканский собор 1869-70 гг. присоединился к этому толкованию), однако специально об ангелах-хранителях наука до сих пор не высказывалась. Невзирая на это, вера в личного ангела-хранителя в церкви вообще искони твердо существует. Поскольку ангелы как таковые относятся к единому сотворенному миру, они участвуют также в конечной цели и смысле сотворения вообще, в особенности человека. Как чистые духи, стоящие у трона Господа, они имеют задачу, сопровождать человека к конечной цели (Богу) и защищать его от опасности утратить эту цель, не стесняя все же при этом личную свободу человека. Кроме того, следует, согласно общей христианской вере, задачу ангела-хранителя понимать также индивидуально, т.е. так, что каждый человек, также и не крещеный, имеет рядом с собой своего особого ангела. Правда, при этом следует остерегаться слишком ребяческих или наивно заносчивых представлений. ![]() Прежде существовало иногда мнение, что и отдельные города, страны, народы, сообщества всякого рода якобы имеют в определенных обстоятельствах своего особого ангела-хранителя. Доказательства почитания (персонального) ангела-хранителя имеются с IX в. В мартирологе бенедиктинца Узуарда из Сен-Жермен-де-Пре (ок. 893-896 гг.) связывается его праздник с днем архангела Михаила 30 сентября. Собственный праздник возник в Испании в XV в. 1 марта, который в 1518 г. был утвержден Львом Х, епископом из Родеса. Позднее он праздновался в этот день также во Франции. Литургические книги Пия V еще не содержали специального праздника ангела-хранителя. Григорий ХШ дозволил в 1582 г. епархии Валенсия праздник ангела-хранителя с собственным Оффицием. Павел V в 1608 г. дал общее разрешение на этот праздник в первый, не занятый другим праздником день после Михайлова дня. Клемент IX перенес его в 1667 г. на первое воскресение октября. ![]() |
Жизнь это - мгновения, промежутки. Ночь ушла, солнце скоро взойдет. Сделайте эти промежутки настолько прекрасными насколько это возможно - наполненными молчанием, наполненными благодарностью к существованию, которое дало вам шанс, благодарностью по отношению ко всем тем, кто вам помог. И ждите.
30 сентября 2011 г.
Праздник Ангелов Хранителей
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий