Нострадамус
Легендарный английский автомобиль. Легенды о себе англичане любили и умели создавать всегда. Здесь легенда вполне соответствовала действительности. Необыкновенная плавность хода - из рюмки, стоявшей на капоте не падало при движении ни одной капли вина, абсолютная бесшумность - "самым громким звуком было тиканье часов", стопроцентная надежность. Великолепный дизайн. Всего этого оказалось достаточно, чтобы аристократы сочли эту машину своей. Политики, бизнесмены, роскошные женщины обожали фотографироваться на фоне этого чуда. Автомобиль стал культовым. Так бывает только в том случае, когда в дело вкладывается душа. А в данном случае в дело было вложено сразу две души.
Чарльз Стюарт
Чарлз Стюарт Роллс - аристократ, обладатель престижного диплома Кэмбриджского университета, спортсмен, гонщик, еще студентом "рассекавший" по старинным улочкам университетского городка на Peugeot Phaeton, одном из первых в Англии и уж точно первом в Кэмбридже. Кстати, именно Роллс возглавил акцию протеста за отмену тогдашнего ограничения скорости в 4 мили в час (6.4 км/ч) и добился трёхкратного его повышения; в 1903 поставил национальный рекорд скорости в 93 мили в час. Чарльз был четвертым сыном лорда Ллангаттока, поэтому не имел право ни на титул, ни на поместье. В Средние века младшие сыновья отправлялись завоевывать славу и деньги на поля сражений, в 20 веке - шли заниматься бизнесом.
Интересы Чарльза сосредоточивались в области автомобильных дел. Он занялся продажей французских автомобилей. Дела шли хорошо, но продажа не была пределом его мечтаний. Великобритания - известный промышленный монстр. Здесь привыкли заниматься бизнесом по-крупному. Роллс мечтал о собственном производстве, а производимым продуктом, конечно, должен был стать автомобиль. Отечественный, английский и самый, самый, самый. Самый элегантный, самый роскошный, самый дорогой. Деньги были, идея была, дело стояло за небольшим: надо было найти инженерного гения.
Фредерик Ройс
Фредерик Ройс тоже мечтал о совершенном автомобиле. Его путь к мечте был не то, чтобы длиннее чем у Роллса, просто он "раньше вышел"... Он был пятым и последним ребенком в семье не слишком удачливого мельника Джеймса Ройса. Когда Фредерику исполнилось 9 лет, отец "благополучно" обанкротился. Чтобы выжить нужно было работать, причем работу выбирать не приходилось. Разносчик газет, подмастерье на железной дороге. Впрочем, Бог его все-таки не обидел, он дал ему инженерный талант. А упорство, целеустремленность и бешеная тяга к знаниям были свои, от природы. Он учился. Занимался математикой, иностранными языками, изучал основы электротехники. Его взяли на работу в филиал компании американского изобретателя Хайрема Максима (создателя знаменитого пулемета). А чуть позже, он - уже совладелец собственной компании по производству бытовой электротехники – F.H. Royce & Co в Манчестере.
Его первым автомобилем, кстати, тоже был "француз" - Decauville, который хотя и был на тот момент очень "продвинутым", но тем не менее страшно тарахтел, вибрировал и постоянно "терял искру" . Ройс терял терпение. Усовершенствуя машину и борясь с недостатками, он создал практически новый автомобиль, применив несколько принципиально новых подходов к решению инженерных задач. Что ему было нужно от новой машины? Надежность, плавность и хода и, наконец, бесшумность. Двухцилиндровый двигатель был полностью переделан: объем уменьшился, появился распределительный валик для привода выпускных клапанов. Вал двигателя с одним коленом был заменен другим - с двумя коленами. Оба поршня стали работать в противофазе, и двигатель, наконец, перестал вибрировать! Кроме того, Ройс изобрел собственную систему зажигания, чтобы не терять пресловутую искру. Были и еще разные остроумные технические примочки. А с какой необыкновенной тщательностью подбирались шестерни для коробки передач, смазывались все движущиеся детали. Он добился своего, "Таймс" писала о его первом автомобиле, который появился в 1904 году : "Когда этот двигатель работает, никто его не может ни слышать, ни ощущать". "Таймс" можно было верить. Как уже было сказано, двигатель был двухцилиндровый.
Это немного насторожило Роллса, когда ему рассказали об автомобилях Ройса. И тем не менее он решил с ним встретиться. Историческая встреча произошла в Манчестере, в местном отеле Midland. Ройсу даже ничего не пришлось говорить, он просто предложил Чарльзу прокатиться . Поездка растянулась на несколько часов. Гонщик Роллс знал толк в машинах. Он наслаждался. И тут же в Мачестере предложил заключить Ройсу договор о сотрудничестве, согласно которому компания Роллса получала эксклюзивные права на всю продукцию фирмы Ройса.
Договор был заключен 1 мая 1904 года, а на декабрьском Парижском автосалоне партнеры уже с гордостью демонстрировали свои новинки – автомобили с двух- и четырехцилидровыми моторами мощностью в 10, 20 и 30 лошадиных сил. А перед самым Рождеством обе компании слились в одну, причем в договоре было специально оговорено, что отныне все автомобили, выпущенные партнерами, будут выходить под маркой Rolls-Royce. Кстати,из первых десяти автомобилей Rolls-Royce 10HP до наших дней дошли 3. Один хранится в музее компании Rolls-Royce, другой - в лондонском музее техники, третий в частной коллекции, и все на ходу, принимают участие в парадах старинных машин. Это что-нибудь, да говорит о качестве. И все-таки несмотря на все заслуги и победы в гонках, при за рулем, как правило, был сам Роллс, это были скорее пробы пера.
Эпохальным для компании стал 1907 год, когда родился шедевр "Silver ghost" - "Серебряный Призрак" - "40/50 HP". Серебряный - из-за серебристого цвета, в который был окрашен пятиместный открытый кузов, выполненный при участии фирмы «Баркер», призрак - из-за почти бесшумного хода. Ройс превзошел самого себя, доведя до совершенства качество коленчатого вала: монетка, поставленная на ребро на холостом ходу не падала. Кроме того, Ройс с помощью своих фирменный приемов добился сверхнадежности. Не ударил в грязь лицом и Роллс. Интерьер автомобиля для Джентльмена был выполнен на уровне: посеребренные детали, тончайшая бычья кожа, раскроенная таким образом, что практически отсутствовали швы, итальянский орех, причем шпоны подбирались, разрезались и накладывались так, что структура на одной стороне интерьера являлась зеркальным отображением структуры на другой.
Езда на этом роскошном и совершенном автомобиле, когда мимо буззвучно проплывал окружающий пейзаж, вызывала чувство непередаваемого счастья. Машина-мечта, машина-восторг, машина-экстаз!
Лорд Монтегю
Во-первых, душу рвали эмоции, а во-вторых, он все-таки был англичанином, то есть индивидуалистом - человеком, не желающим сливаться с толпой себе подобных, даже если эта толпа состояла из владельцев дорогущих и изысканнейших Rolls-Royce. В добавок к эксклюзивно выполненному кузову, лорд решил заказать своему другу, скульптору-модернисту Чарльзу Сайксу модный маскот - фигурку на капоте автомобиля. Прокатившись на "Серебряном Призраке" , художник понял своего друга с полуслова. Он уже знал, что или вернее кто это будет. "Это грациозное маленькое божество, Дух Экстаза, которая избрала путешествие по дороге, как величайшее озарение и нашла своё место на носу «Роллс-Ройса», дабы вдыхать ветер..."
Против маскота как фирменного аксессуара автомобилей, кстати, очень возражал Ройс, ему казалось,что он испортит, "опошлит" идеальную форму капота. Его уговаривали, убеждая, что маскот сумеет "показать настоящий дух Rollc-Royce, скорость в абсолютной тишине, неподвижность в полёте и удивительное сочетание огромной энергии и живого организма невероятной красоты…" Уговорили.
Rolls Royce Silver Dawn 1954 года
1950. Начало выпуска "Phantom IV".
1959. Начало выпуска модели "Silver Cloud II".
1965. Появление модели "Silver Shadow" с несущим кузовом и независимой подвеской
1980. Модель "Silver Shadow" заменена на более совершенную "Silver Spirit", а "Silver Wraith" - на "Silver Spur"
1982. Ройс-Ройс Silver Spur
1998. Презентация нового автомобиля "Silver Seraph"
Престиж марки был велик. Достаточно сказать, что компания стала поставщиком автомобилей для британского королевского дома и многих правящих и аристократических семейств мира.
Несколько Rolls-Royce было приобретено в свое время для гаража российского императора Николая Второго. Это было перед Первой мировой войной. После 1917 года cоветское правительство при посредстве советского торгового представителя в Великобритании Льва Красина прикупило ещё два авто.
Позже несколько автомобилей было подарено И.В. Сталину. А потом получил свой заветный Rolls-Royce и Л. И. Брежнев. Бесшумный и плавный ход идеально подходил для "работы с документами", но Генсек предпочитал место водителя.
Вообще, участники группы "Beatlеs" были неравнодушны к нескромному обаянию этой марки.
Веселенький Rolls-Royce Джона Ленона. Подобная "кощунственная" раскраска, навеянная альбомом «Yellow Submarine», повергла в шок руководство компании, но ничего поделать было нельзя: так сказать, хозяин - барин.
Rolls-Royce Phantom V Джона Леннона
Английский певец Том Джонс и его Rolls Royce Phantom Limousine
Элвис Пресли и его Rolls Royce Silver Cloud 1958 года
И все-таки, первыми из мира искусства, оценили Rolls-Royce кинодивы.
И все-таки пришел момент, когда мир, не то чтобы, чуть-чуть устал от Rolls-Royce, просто наступили другие времена. На горизонте замаячили другие бренды. Мода - дама капризная и ветренная, в том числе и автомобильная. Все изменилось: Европа начала задыхаться в пробках, свои требования выдвигали экологи, увеличились темпы жизни. И никого теперь не удовлетворял уклончивый "фирменный" ответ на вопрос о предельной развиваемой скорости - достаточная. Автомобиль для Джентльмена не утратил свои качества. Углы знаменитой решетки радиатора в стиле фронтона античного храма опиливались в тисках напильником слесаря, затем паялись вручную. Каждый собранный автомобиль проходил две тысячи километров испытательного пробега, потом разбирался. Каждый его узел и деталь тщательно проверялись, затем кузов окрашивался, и автомобиль окончательно собирался. Окраска в 12 слоев и только нитрокраской, потому что только нитрокраска дает ощущение глубины. Каждый из 12 слоев перед нанесением следующего слоя полировался, затем краска покрывалась эмалью. А летящая фигурка на капоте полировалась порошком измельченных косточек черешни. Все было по-прежнему. Автомобиль для Джентльмена не изменился. Изменился сам Джентльмен, все чаще смокингу и цилиндру предпочитающий рваные джинсы.
Первый тревожный звонок прозвучал в уже далеком 1971 году. Тогда от банкротства спасла помощь британского правительства. Отделение авиационных двигателей было выделено в отдельную компанию. В 1982-1984 компанию снова потряс кризис. И снова выкарабкались. Выпустили 100-тысячный автомобиль.
Совсем туго пришлось на рубеже веков и в "нулевые" нового столетия.
Но, проявляя истинно английское упорство Rolls-Royce не сдается, цепляясь, как за спасение, за родную землю. Пусть, избегая полного банкротства, пришлось " с портохами продаться " сначала концерну Vickers, а затем BMW, пусть практически все детали теперь немецкого производства, но сборка-то английская! А, главное, остался дух, тот самый, чисто английский, позволяющий со снисходительным пренебрежением относится к простым смертным в их "Мерседесах" и "Феррари". И остались желающие за него платить. А раз так - "Летящая Леди" будет по-прежнему парить в экстазе.
Раритетный автомобиль Rolls-Royce Phantom II, модель 1934 года
Комментариев нет:
Отправить комментарий