Жизнь это - мгновения, промежутки. Ночь ушла, солнце скоро взойдет. Сделайте эти промежутки настолько прекрасными насколько это возможно - наполненными молчанием, наполненными благодарностью к существованию, которое дало вам шанс, благодарностью по отношению ко всем тем, кто вам помог. И ждите.


4 декабря 2012 г.

На чем ездил Сталин

Бронированный ЗиС-115, автомобиль, на котором ездил Сталин (ФОТО)

18 июля 2011
maxxdroid - «Изделие №100»
Бронекорпус с таким названием был главной деталью автомобиля, предназначавшегося для гаража генералиссимуса.
Не претендуя на какую-либо историческую и политическую истину, хочу высказать свое скромное мнение относительно советских правительственных лимузинов. Это настоящая гордость уже «той» страны, страны, в которой я родился. Величественный атрибут сильной власти. А 115-ый в ряду советских автомобилей занимает особое место. В тяжелейшие послевоенные годы была решена задача по созданию автотранспорта для первого лица государства. Главный автомобиль страны строился в Москве, в столице! Завод носил имя человека, которому предстояло передвигаться на детище этого завода.
И вспоминается прошлая Олдтаймер-галерея, экспозиция правительственного кортежа сегодняшних дней... Гордиться уже нечем, ценности поменялись полностью и возврата к тем, прошлым, уже не будет.
И остается только вздыхать, приговаривая: «Ведь могли же».
А я хочу в этот раз поделиться своими впечатлениями от более тесного знакомства с легендарным ЗиС-115.
В 1949 - 1952 годах на ЗиСе было построено предположительно 32 автомобиля данной модели. Но официально таких машин не существовало, вся информация по ним была засекречена. Каждая деталь «Изделия №100» маркировалась порядковым номером машины и проходила военную приемку с испытательным обстрелом. Внешних отличий от стандартного ЗиС-110 было немного. В темное время суток 115-ый могла выдать дополнительная фара, установленная на бампере по центру.



Покрышки были без белой боковины, вырез заднего крыла был иной формы, колпаки на колесах закрывали диск полностью, а не только центральную часть.


Подходим к двери с толстенным желтоватым 75 мм стеклом. Распахнуть, в привычном понимании слова, ее не получится - вес огромный, более 300 кг. Можно только, нажав на ручку, плавно отвести дверь на себя.


И перед нами открывается пассажирское отделение с наикомфортнейшим сиденьем и двумя откидными страпонтенами. Форточки, в отличие от базовой модели, сделаны неоткрывающимися.


На обивку пассажирских сидений шло дорогое американское сукно с набивкой из гагачьего пуха. А каждая пружина сиденья была зашита в двойной чехол! Согласно секретному протоколу испытаний, при подборе этих пружин на заднем сиденье катали мешок с песком весом 53 кг. В оригинале, на полу лежал ковер из американского бархата.


Двери, помимо двух основных замков, страховались еще и накидными цепочками. Внизу на двери можно видеть ручку гидравлического домкрата стеклоподъемника.


Традиционная стеклянная перегородка за передними сиденьями отсутствовала. Принимая автомобиль на заводе, Сталин сказал: «У меня нет секретов от народа, и перегородку можно не ставить».


Элементы внутреннего комфорта. Кстати, несколько автомобилей было оборудовано системой кондиционирования воздуха.


Сталин предпочитал пользоваться страпонтеном - откидным сиденьем среднего ряда. Маршал Жуков, которому не раз доводилось ездить вместе с Генералиссимусом, вспоминал: «Сталин указал мне, чтобы я сел на заднее место. Я удивился. Ехали так: впереди начальник личной охраны Власик, за ним - Сталин, за Сталиным - я. Я спросил потом Власика: «Почему он меня туда посадил?» «А это он всегда так, чтобы, если будут спереди стрелять, в меня попадут, а если сзади - в вас».


Перейдем к водительскому месту. На этом ракурсе лучше всего видна толщина двери.


В ЗиС-115 устанавливались два типа радиоприёмников. Сначала А-695, потом - его модернизированный вариант А-5. Приёмники собирали вручную, тщательно тестировали и отправляли в спецгаражи, где обученные на заводе мастера устанавливали их в автомобили. В каждом спецгараже был запас приёмников, радиоламп, громкоговорителей и вибропреобразователей на случай поломки приёмника в каком нибудь автомобиле.
Приёмник вместе с основным громкоговорителем и блоком питания собран в общем корпусе. Дополнительный громкоговоритель устанавливался в задней части салона автомобиля или за перегородкой. Шкала с условной градуировкой в виде равномерных делений освещалась с торцов, цвет её, с помощью цветных светофильтров менялся в зависимости от положения регуляторов тембра - красный подчеркивает высокие частоты, зеленый - низкие, белый указывает на воспроизведение средних частот звукового спектра.


Видно, что время не пощадило некоторые детали отделки. Смесь казеина и костной муки, применявшаяся, к примеру, для отделки руля оказалась очень недолговечным материалом.


А вот передняя панель отличалась шикарной отделкой массивом полированного дерева. Внизу установлен отдельный щиток с аэротермометром для контроля температуры двигателя.


Сиденья переднего ряда обтягивались черной кожей.


Стекло форточки передней двери поворачивалось червячным механизмом.


Заглянем под капот. 8-цилиндровый двигатель рабочим объемом 6 литров после доработки стал выдавать 162 л.с. в отличие от обычного, 140-сильного. Но для тяжелой машины этого было недостаточно, максимальная скорость уменьшилась до 120 км/ч.


У автомобиля было два аккумулятора, которые могли работать как порознь, так и вместе.


В системе зажигания был установлен вибратор, позволявший продолжать движение при отказе катушки или прерывателя-распределителя.




Специально для ЗиС-115 на Ярославском шинном заводе были разработаны покрышки и камеры размером 7,5x17", вместо 7,5х16" у ЗиС-110. Изменения коснулись всех узлов шасси - мостов, подвески, коробки передач.


Ступицы оригинального заднего моста с полностью разгруженными полуосями выступали наружу, это и потребовало ставить на колеса другие колпаки.


Вот таким было мое знакомство с легендарным ЗиС-115.


Спасибо yuripasholok за содействие в съемке.
maxxdroid

Комментариев нет:

Отправить комментарий