http://stalin-auto.my1.ru/index/zis_115/0-12http://stalin-auto.my1.ru/index/zis_115/0-12
ОТ ВОКСХОЛА ДО ЗИС-115
ОТ ВОКСХОЛА ДО ЗИС-115
Первый служебный автомобиль появился у Сталина в 1917 году после октябрьского переворота, когда он был наркомом большевистского правительства по делам национальностей. В свое время роскошный 6-цилиндровый 30-сильный «Воксхол» 1914 года (Vauxhall) был специально заказан в Англии для матери последнего российского императора Николая II вдовствующей императрицы Марии Федоровны. После Февральской революции автомобиль достался Милюкову, затем сменил нескольких владельцев пока не оказался в распоряжении Сталина. Он по достоинству оценил шикарный автомобиль с роскошным кузовом от ателье "Хупер", но его тихоходность явно не устраивала будущего отца народов.
В годы Гражданской войны, когда Сталин в
качестве представителя Реввоенсовета (РВС) республики был направлен на Царицынский
фронт. Здесь ему был выделен огромный мощный 12-цилиндровый американский
автомобиль «Паккард Твин-Сикс» (Packard Twin Six), что в переводе
означает «двойная шестерка». В свое время царское правительство закупило
несколько десятков автомобилей, в том числе американских, для военного ведомства. Один из трофеев
командование фронта выделило для Сталина. Эта была быстроходная машина ,
способная разгоняться до 130 км/ч. Утверждается, что именно это
обстоятельство в сочетании с массивностью автомобиля пришлось по душе
Иосифу Виссарионовичу.
Вернувшись в Москву, Сталин попросил начальника гаража Совнаркома Степана Гиля, который к тому же был личным водителем Ленина, подыскать для него понравившийся на фронте американский «паккард». Машину с талисманом на капоте в виде взлетающего пеликана отыскали без особых проблем. Авто для Сталина выделили чекисты. В то время «паккарды» этой модификации были весьма популярны среди руководства ВЧК. «Сталин обожал носиться по подмосковным дорогам на своем 12-цилиндровом «Паккарде» с откинутым тентом», - вспоминал Гиль.
Однако, вскоре Сталину пришлось пересесть на
«Роллс-Ройсе 40/50 Сильвер Гоуст» (Rolls-Royce 40/50 Silver Ghost), что в
переводе означает «Серебряный призрак», поскольку было решено, чтобы
все правительственные автомобили были однотипны.
В страну Советов поставлялись , в основной массе, открытые автомобили. Длинные, просторные машины с 75-сильный мотором отличались отменной надежностью и прочностью. Всего с 1922 по 1925 (конец производства модели) в Англии было закуплено 73 машины.
Генсеку не совсем нравился британский «Роллс-Ройс», поэтому после смерти Ленина, когда появилась возможность, он распорядился закупить партию американских автомобилей, к которым стал испытывать особую симпатию.
1925 года в страну стали поступать автомобили «Паккард», «Линкольн», «Кадиллак», «Бьюик». Вскоре Сталин пересел в 8-цилиндровый «Паккард 533», уступавший по мощности тому «Паккард Твин-Сикс», который у него был под Царицыном. Но это была более современная машина с дисковыми колесами и хромированными бамперами.
В начале 30-х годов для советского правительства в США приобрели 8-цилиндровые "Бьюики", "Кадиллаки", а для ЦК партии большевиков была куплена дюжина автомобилей «Линкольн КБ» с 12-цилиндровым мотором. Но эти авто не совсем нравились Сталину, полюбившему «Паккард».
В 1933 году в Соединенных Штатах была
закуплена новинка - несколько авто «Паккард Твелв» с 12-цилиндровым
двигателем. Одна из машин приобретенной партии с открытым кузовом фаэтон
оказалась в распоряжении Сталина. Он по достоинству оценил прекрасные
ходовые качества автомобиля, несмотря при массивность и некоторую
тяжеловесность.
В октябре 1935 года американский посол Аверел Гариман передал Сталину подарок президента США Франклина Рузвельта - бронированный лимузин «Паккард Твелв» 14-й серии. Это был не просто роскошный и дорогой автомобиль. Это была самая совершенная по техническим характеристикам модель с семиместным кузовом. За все время производства «Паккарда» 14-й серии ( с 10 сентября 1935 до 3 сентября 1936) только один экземпляр был длиннобазным с бронезащитой. Именно этот лимузин, почему-то выкрашенный в белый цвет, и был подарен Сталину. Правда, после прибытия в Москву «Паккард Твелв» срочно перекрасили в правительственный, черный цвет. На автомобиле был установлен 12-цилиндровыми мотор объемом 8,2 литра, который обладал мощностью в 155 л. с. При солидной массе в 6 тонн (вес каждой двери состалял 350 кг), лимузин мог разогнаться до 130 км/ч.
Утверждают, что Иосифу Виссарионовичу лимузин очень понравился. Это была очень быстроходная машина. С ней Сталин совершил многие путешествия, в том числе на конференции глав государств антигитлеровской коалиции в Тегеране, Ялте и Потсдаме. Из окна этого лимузина осматривал Сталин в 1945 году поверженный Берлин, прокатившись по его улицам.
Кроме Сталина на Паккардах
ездили Лаврентий Берия, Клим Ворошилов и летчик Валерий Чкалов. Но у
Сталина и Берии были флагманские лимузины, так называемыме
«шестиоконные» (три боковых окна с каждой стороны).
Утверждается,
что Сталин неоднократно заявлял о плохом примере использования
советской элитой автомобилей иностранного производства. По его мнению,
это не работало на престиж государства рабочих и крестьян.Еще в начале 30-х годов руководство СССР принимает решение создать отечественный автомобиль для высших персон государства и чтобы советский лимузин ни в чем не уступал зарубежным, прежде всего американским.
Первым опытом, правда, неудачным, стал выпуск в 1933 году на заводе «Красный Путиловец» модели «Ленинград-1» (Л-1) с восьмицилиндровым двигателем мощностью 105 лошадиных сил. За основу был взят американский большой и мощный лимузин «Бьюик» ( Buick-30-90). Всего быо собрано шесть машин. Однако Сталин не дал путевку в жизнь этой модели, перепоручив создание лимузина московскому заводу ЗИС.
Весной 1936 года на московском
Заводе имени Сталина были созданы первые опытные образцы нового
представительского семиместного автомобиля, получившего название
ЗИС-101. За основу были взяты те же «Бьюики», однако кузов пришлось
несколько видоизменить. Правда, штампы и первую партию кузовов в сборе
изготовила по заказу американская фирма «Бадд» (Budd Company). На
ЗИС-101 впервые были применены такие новые технические решения, как
опускающаяся перегородка за водительским сиденьем, радиоприёмник ,
отопитель салона, термостат в системе охлаждения двигателя и другие.
29
апреля 1936 года Сталин и его ближайшее окружение осмотрели первые два
автомобиля. Вождь одобрил новый ЗИС, предложив чтобы эмблемой был
развевающейся красный флаг со звездой, что и было исполнено. Вскоре на
заводе началось серийное производство отечественного лимузина. С 1937 по
1941 год было выпущено 8752 автомобилей этой марки различных
модификаций (с кузовом «лимузин». с открытым кузовом, типа «фаэтон» и
«кабриолет»). Правда, Сталин по-прежнему ездил на бронированном
«Паккарде», а ЗИС-101 стал служебным автомобилем для партийно-советской
номенклатуры среднего звена. С началом войны производство автомобилей
этой модели было прекращено.
В 1942 году перед автозаводом имени
Сталина, который был эвакуирован на Урал, была поставлена задача
создания представительского лимузина для первых лиц государства.
Учитывая особые симпатии Сталина к «паккардам», в качестве прототипа
будущего правительственного автомобиля была взята модель 1941 года
(Packard 180). В 1944 году был утвержден образец нового автомобиля,
получившего модификацию «ЗИС-110», а уже 11 августа 1945 года с его
опытным экземпляром провели первые испытания.
28 апреля 1947 новый шестиметровый семиместный правительственный автомобиль был представлен в Кремле руководителям страны. ЗИС-110 в те годы являлся самым мощным и быстроходным отечественным автомобилем, способным разгоняться до 140 км/ч. В то же время лимузин отличался плавностью хода, комфортабельностью и бесшумностью. Всего, с 1945 по 1958 годы, было изготовлено 2089 автомобилей ЗИС-110. Кроме базовой модели, серийно изготавливались еще две модификации: ЗИС-110А «Скорая помощь» (1952-1957 годы) и ЗИС-110Б «фаэтон» (с открытым кузовом) (1949-1957 годы).
28 апреля 1947 новый шестиметровый семиместный правительственный автомобиль был представлен в Кремле руководителям страны. ЗИС-110 в те годы являлся самым мощным и быстроходным отечественным автомобилем, способным разгоняться до 140 км/ч. В то же время лимузин отличался плавностью хода, комфортабельностью и бесшумностью. Всего, с 1945 по 1958 годы, было изготовлено 2089 автомобилей ЗИС-110. Кроме базовой модели, серийно изготавливались еще две модификации: ЗИС-110А «Скорая помощь» (1952-1957 годы) и ЗИС-110Б «фаэтон» (с открытым кузовом) (1949-1957 годы).
Параллельно с выпуском серийного ЗИС-110 велась работа над созданием бронированной версией лимузина специально для товарища Сталина. Первоначально эта модель получила наименование ЗИС-110С, а затем ЗИС-115. К 1947 году работы над созданием шестиместного автомобиля скрытого бронирования были завершены. В то время это был самый защищенный и безопасный лимузин главы государства, но и самый тяжелый. Его масса превышала пять тонн.
Производство ЗИС-115 было
засекречено. Вначале изготавливалась так называемая бронекапсула, затем
к ней приваривались все составляющие кузова. Бронекапсула под грифом
«Изделие №100» изготавливалась на военном заводе недалеко от
Подольска. Броневая защита проходила предварительные испытания на
полигоне, затем только передавалась сборщикам. Лимузин, а по сути
броневик, гарантированно защищал от автомоматных и пелеметных пуль, а
также осколков гранат и мин. При этом ЗИС-115 на первый взгляд особо не
отличался от серийного ЗИС-110, и это было одним из условий при создании
бронированой версии автомобиля. В отличие от обычного ЗИС-110 на
бронированном ЗИС-115 впереди была центральная противотуманная фара,
кроме того два спецсигнала, несколько большие шины и «мутноватые
стекла». Еще одной отличительной особенностью салона этой машины от
ЗИС-110 было отсутствие перегородки из стекла между передней и основной
частями салона. Бытует версия, что Сталин, при посещении завод, где
происходила сборка, сказал: «У меня нет секретов от народа и перегородку
можно не ставить».
Всего было выпущено 32 лимузина ЗИС-115. Сталин с 1947 года использует эту модель в качестве основного служебного автомобиля, но от полюбившегося «Паккарда» не отказывается. ЗиС-115 оборудовались кондиционерами. Внутри сидений был гагачий пух, обшиты они были сукном, а передние сидения кожей. На автомобиле была установлена усиленная подвеска, двигатель был форсирован со 140 до 162 л.с., внесен ряд изменений, после чего скорость ненамного превышала 100 км/час, против 140 км/час у ЗИС -110, а расход топлива доходил до 27,5 литров на 100 км пути.
Вполне закономерен вопрос, где обычно сидел Сталин в автомобиле. В первые годы советской власти, считалось вполне демократичным располагаться рядом с водителем, что и делал Сталин. Затем, когда появились бронированные лимузины навязчиво возникала опасность покушений, вождь предпочитал не сидеть на одном и том же месте. Зачастую Сталин садился на откидное сиденье - страпонтен. Вот на этот счет любопытные воспоминания маршала Жуков, нередко сопровождавшего верховного : «Сталин указал мне, чтобы я сел на заднее место. Я удивился. Ехали так: впереди начальник личной охраны Власик, за ним - Сталин, за Сталиным - я. Я спросил потом Власика: «Почему он меня туда посадил?» «А это он всегда так, чтобы, если будут спереди стрелять, в меня попадут, а, если сзади - в вас». Все ЗИС-115 находились в распоряжении Сталина. Два автомобиля в Ленинграде, около десяти в Москве и на загородных дачах, остальные в Крыму, на Северном Кавказе, в Сочи и Закавказье.
Этот лимузин, надежно обеспечивая безопасность своего хозяина, обладавшего безграничной властью, во многом был достоин отца народов и вождя СССР.
ЗИС-115 олицетворял мощь и силу советской страны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий