Главный бой Иисуса: величайшее событие человеческой
Метаистории.
«И
когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и
сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой День узнал, что служит к миру твоему!
Но это сокрыто ныне от глаз твоих». Евангелие от Луки, 19, 41 – 42. Иисус воззвал и
возопил в храме Соломоновом во всю духовную мощь Царя и Бога, во всю силу
негодования и протеста, на которые только был способен. И не звучал ещё во
Иерусалиме, да и в самой Истории древнего государства, столь явно и грозно
людям Израиля гневный Божий Глас.
Лукьянов В. Вход
Господень во Иерусалим. 1987 г.
Сей День твой,
Иерусалим!
Господь
пришёл с миром, но на Свой главный бой: воззвать Адама.
После
чуда Воскрешения Лазаря, искали Иисуса, чтобы убить: народ толпами ходил за
Ним, не принося лепт в синагоги. Бизнес рушился, и скрежетали фарисеи зубами от
злости. Иисус же вошёл во Иерусалим открыто, как Власть Имущий, никого не боясь
и не опасаясь. Издалека всему Иерусалиму было видно ликующее шествие по склону
Елеонской Горы. «Мессия, Мессия! Он явился, пришёл Царь Иудейский! Осанна!»
Да,
явился. Да, пришёл. Но не только для того, чтобы в яве, во всей красе, на пике
славы и Подвигов, – показать Себя народу, столько лет ожидавшему Его. Но явился
ещё и для того, чтобы навсегда разделить Дух веры от духа наживы и фарисейства.
Один
на один выступил Иисус против могущественной финансовой империи спекулянтов,
центром которой, увы, стал Иерусалимский храм. Простым людям Господь оставил
века на прозрение и просвещение. Но с торгашами – схватился вокрытую, не медля
ни минуты. Зачем?
Чтобы
указать людям главного врага. Не Ирод и не Пилат; не римские легионеры; не Анна
и Каифа – главные враги Иудеи. Главным врагом Иудеи Первого Пришествия, как и
всего человечества сегодня, была и остаётся ПРОДАЖНОСТЬ. Охватившее массы
низменное стремление продавать совесть и бессмертную душу – за грошёвую земную
выгоду. Для решительной схватки именно с этим, самым страшным и самым
губительным для человека злом, наступил для Господа День и Час.
I СБЫЛОСЬ РЕЧЕННОЕ ОТ ПРОРОКОВ.
У евреев был обычай: цари и победители
въезжали в Иерусалим на конях или ослах, и народ торжественными криками, с
пальмовыми ветвями в руках встречал их. Исполняя пророчества Ветхого Завета
(Зах. 9,9), Христос именно таким торжественным образом въезжал в Иерусалим. Но
не как царь земной или победитель в войне, а как Царь, Царство Которого не от
мира сего. Как Победитель греха и смерти.
Вифания, где в какнун этого события
находился с учениками Иисус, расположена на восточном склоне Елеонской горы.
Эта гора представляла из себя скорее высокий холм, покрытый множеством
масличных деревьев, потому и называлась Елеонской, от слова елеа, маслина.
Гора находилась к востоку от Иерусалима
и отделялась от него маленькой, пересыхающей летом речушкой Кедроном. На
западном склоне горы – Гефсиманский сад. Можно было бы войти в Иерусалим,
обогнув Елеонскую гору с юга, либо через верх горы – этот путь труднее, зато
короче. Иисус никогда не выбирал лёгких путей, но ради этого Дня взошёл на Гору
Елеонскую, на самую её вершину, ещё и для того, чтобы было видно всем во
Иерусалиме: исполнилось обещанное Богом
через пророков; се грядет Царь Иудейский.
Иисус послал учеников в близлежащее
селение, чтобы они привели Ему молодого осла и ослицу. Конь – верховое животное
для военного времени, а Он должен был показать, что пришёл с миром. Иисус знал,
что хозяева животных сразу отдадут их, когда узнают, для Кого.
Ученики привели животных и послали на спину осла свои плащи: Царю должно быть удобно ехать. Он ехал на ослёнке, а ослица, как запасное животное, шла рядом. Из Вифании выехали в окружении множества народа: вместе с учениками шли люди, бывшие свидетелями Воскрешения Лазаря, и по дороге к ним присоединялись всё новые и новые последователи.
Ученики привели животных и послали на спину осла свои плащи: Царю должно быть удобно ехать. Он ехал на ослёнке, а ослица, как запасное животное, шла рядом. Из Вифании выехали в окружении множества народа: вместе с учениками шли люди, бывшие свидетелями Воскрешения Лазаря, и по дороге к ним присоединялись всё новые и новые последователи.
Они постилали свои плащи на дорогу, под
копыта осла, а самые бедные, у кого и плащей-то не было, срезали пальмовые
ветви – ваии, и тоже постилали их на дорогу или приветственно размахивали ими в
воздухе.
С вершины Елеонской горы открывался прекрасный вид на Иерусалим: город лежал, как на ладони. Дивный Град Давидов! Иисус восплакал о горькой его участи: быть разрушенным галльским разбоем через 70 лет. Не плакал о Своей судьбе, быть здесь вскоре Распятым, но плакал о Городе и о людях. Иисус ПЕРВЫМ оплакал Родину своих предков, великий Град царей Израильских, и всей душой молился о его прозрении. Хотя бы ради этого великого Дня!
Но Ему, воскресившему Лазаря Четверодневного
и Самого Себя, не удалось чудо воскрешения всего Иерусалима. Город продал Его
за сребреники и распял Его за них же. Иерусалим – пал. Он погряз в духе наживы
и фарисейства, и все усилия Спасителя и человечества до сей поры так не смогли
вырвать Иерусалим из лап вселенского зла.
Когда они начали спускаться с горы, из
города побежали им навстречу увидевшие их люди, и две толпы – сопровождавшие и
встречающие – слились воедино. Встречавшие также несли в руках ваии, бросали их
под копыта ослу и постилали свои одежды. От приветственных криков звенел
воздух. Душистый ветер весеннего многоцветья полнил Землю небесными ароматами,
а сердца людей – восторгом и умилением.
Нестеров М.В.
–
Осанна! – кричали люди, – Благословен Царь Израилев! Благословен
идущий во Имя Господа!
Так народ израильский, исстрадавшийся
под римским игом, приветствовал Того, кого считал Царем-освободителем, Мессией.
Люди не знали пока, что Царь пришёл для избавления не только народа
израильского от римлян, но и всего человечества от рабства греха и смерти.
II СЫН ДАВИДОВ
НАПОМНИЛ, КАК ПОСТУПАЕТ ЦАРЬ С ГРЕШНИКАМИ.
Сидя на осляти и без меча, Иисус
всё-таки готовился к схватке; не мог и не имел права пройти мимо той мерзости, в
которую фарисеи превратили религиозность иудеев. Паломничество во Иерусалим
стало прибыльным бизнесом; движимые духои наживы, тысячи людей устремлялись
туда, чтобы заработать на угождении не Богу, а маммоне и туристам со всего
света.
И вошёл Он в Иерусалим. Сквозь толпу пробился к Нему человек в богатой одежде, судя по всему, фарисей. «Учитель, запрети народу так приветствовать Тебя. Зачем эта неприличная шумиха? Ты привлекаешь внимание, это опасно для Тебя. «Если они умолкнут, то камни и скалы возопиют», – отвечал Иисус.
Войдя в город, Иисус направился прямо к Храму. «Разве не знаете вы, что в Доме Отца Моего подобает Мне быти?» – ещё будучи Отроком утверждал Иисус. Три года тому назад, когда Он после Крещения впервые пришёл в Иерусалим, то и тогда разогнал торговцев, обративших двор и притворы Храма в шумный рынок. Теперь в Храме творилось то же самое; торговцы думали, что Иисус не решится больше войти в Иерусалим.
Формально на территории Храма
разрешалось продавать только жертвенных голубей. Но стояли столы с самым
различным товаром и конечно с разменными кассами менял. Во дворе Храма мычал и
блеял приведённый на продажу скот, царили шум мирской и суета сует.
Иисус изгоняет
Кирилла из Русской Церкви.
Казалось: трубы иерихонские снова
грянули здесь, и ожила История, и дрогнули древние стены Иерусалима. Иисус
действовал решительно. Столы с товаром опрокинул, а торговцев и менял разогнал,
приговаривая: «Храм должен быть домом молитвы, а вы сделали его вертепом
разбойников». Ученики помогали Ему. Торговцы не смели противиться,
парализованные страхом и увидев толпу почитателей, окружавшую Иисуса.
Царь Давид не задумываясь рассекал грешника и кощунника мечом пополам, предавая лютой смерти. Так же грозно действовал и Потомок, вразумляя торговый люд в Храме: во всю мощь Пророка и Чудотворца, всей царственной и Божественной волей и силой негодования и протеста, на которые только был способен.
Царь Давид не задумываясь рассекал грешника и кощунника мечом пополам, предавая лютой смерти. Так же грозно действовал и Потомок, вразумляя торговый люд в Храме: во всю мощь Пророка и Чудотворца, всей царственной и Божественной волей и силой негодования и протеста, на которые только был способен.
Не только как Сын Бога и Сын Давида, не
только как Царь Иудейский, но и как просто гражданин Иудеи, как любой честный
человек, который никогда не пройдёт равнодушно мимо обнаглевшего зла или
чьего-то невинного страдания.
С громами и с молниями – из глаз и
уст, с бичами, разящими наповал в руках атлета. С потрясением и полнейшим
переворотом всего этого пространства, ставшего вертепом разбойников. Так, чтобы
все и навсегда запомнили.
III ДЕЛО ПРОЧНО, КОГДА
ПОД НИМ СТРУИТСЯ КРОВЬ
Вот для чего и пришёл Господь в Город
предков Своих. Не ради славы людской, не ради почестей и поклонения: для главной
схватки. И дал этот бой! Сотворил, исполнил дело всей Своей жизни до конца.
Никто, ни один, не смел перечить. Ни
один не осмелился спорить с Царём, возмутиться или пытаться как-то Его
остановить. Парализованные ужасом и трепетом, люди собирали пожитки и
отползали, уносили скорее ноги от этой лавины гнева и грома Небесного, невесть
откуда обрушившегося на их бедные головы. Некоторые трусливо и заискивающе
просили «о знамении», мол, дай нам
какой-то знак, что ты вправе всё это делать.
Но Иисус жёстко обрубил их лесть:
«Разрушьте этот храм, Я воздвигну его снова в три дня!». То есть, главное
Знамение да будет: НИЧЕГО не можете сделать Господину Жизни и Хозяину смерти.
Все ушли, и уже ничто не нарушало
тишины святого места и благоговейной молитвы...
Здесь выросла Его Мать, младенцем смело
преодолев 15 высоких ступеней; здесь являлся Вестник Божий Гавриил
первосвященнику Захарии и вразумлял его; здесь процвёл жезл праведного Иосифа и
голубица осенила седую его главу; здесь первыми из людей встретили и
благословили Младенца Иисуса старец Симеон и пророчица Анна.
Здесь прошли Детство и Юность: набожные
Родители каждый год посещали Храм на Пасху и другие Праздники. И именно сюда, с
благодарностью и поклонами Отцу Небесному, пришёл Он в славе Царя и в Духе
великого Чудотворца. «Вся жизнь Моя –
Тебе, Пославший Меня!»
К Иисусу стали подходить больные:
слепые, хромые и увечные, которых Он исцелил. И наверное прежде
чем покинули Иисус и Апостолы Храм, ставший в это День полем великой духовной
битвы, Он сказал людям что-то доброе и красивое, как всегда. И конечно Именем
Отца Небесного благословил их.
Но ужас и трепет в их душах, от воочию
лицезрения Божественного негодования, остался навсегда. По всем уголками
древнего Иерусалима пошла растекаться река слухов, пересудов и загадочных
толкований всего, что здесь сегодня произошло. Народ Иудеи трепетал от восторга
и славил Бога, не забывшего Свои обещания о Мессии. Фарисеи же задыхались от
злобы, зависти и ненависти.
И закипела закваска фарисейская. И
хлынула потоком хулы и самой чёрной клеветы по следам Того, Кто столь
триумфально прошёл сегодня по Иерусалиму, словно по всей Истории Своего народа.
Кто снизошёл и посетил Землю в страшный Час её духовной катастрофы, чтобы она
не погибла, вместе со всеми людьми, на веки вечные, но продолжала бы жить и
расцветать, как этим весенним солнечным днём.
«Но
это сокрыто ныне от глаз твоих». Так начиналась она, работа вражия: опорочить и
представить Спасителя Господа, олицетворение Любви и Добра, – «разбойником»,
«хулителем законов», «бездельником». Иисус видел и прекрасно понимал, что
именно происходит, но уже вверяет всю ситуацию Всевышней воле.
Он понимает, что дело ВОЗЗВАНИЯ
АДАМА, вразумления и Спасения человеков,
которое Он начал, должно быть упрочено. Готов к испытаниям, хотя и молит Отца в
Гефсимании да минет Меня Чаша сия, так
хотел бы остаться с людьми как можно дольше, да укрепятся в праведности и вере.
Но рок судил Ему иначе. Чаша грехов и преступлений
человеков на Весах Истины переполнена и слишком тяжела. Чтобы избранные и
близкие Иисуса не пострадали, а дело Воззвания Адама принесло свои плоды и не
погибло бы во мгле веков, Ему выпало много пострадать и пролить всю Свою
Божественную Кровь, до капли, на Алтарь Времён.
Сразу за Вербным Воскресеньем
начинается Страстная Седмица, каждый день которой называют Великим. События
начинают разворачиваться стремительно, и скоро та же толпа, те же самые люди,
кто кричали «Осанна!» и постилали
одежды под копыта царского осляти, будут кричать: «Распни Его!»
Продажность. Уступчивость за деньги.
Непрочность. Переменчивость. Слабость. Падкость на подарки. Мягкотелость.
Равнодушие. Предательство. И мир – до сей поры лежит во зле...
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ:
«И когда вошёл Он в Иерусалим, весь
город пришёл в движение и говорили: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус,
Пророк из Назарета Галилейского». Евангелие
от Матфея, 21, 10-11.
«И вошёл Иисус в храм Божий и выгнал всех
продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих
голубей…» От Матфея
21, 12.
«Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус
пришёл в Иерусалим и нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и
сидели меновщики денег. И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, [также]
и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал
продающим голубей: возьмите это отсюда и Дома Отца Моего не делайте домом
торговли». Ин. 2:13-16
Вход Господень в Иерусалим.
Тропарь, гл ас 1.
Общее воскресение / прежде Твоея страсти уверяя / из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. / Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, / Тебе Победителю смерти вопием: / Осанна в вышних, / благословен Грядый во имя Господне!
Общее воскресение / прежде Твоея страсти уверяя / из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. / Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, / Тебе Победителю смерти вопием: / Осанна в вышних, / благословен Грядый во имя Господне!
Ин тропарь, глас 4.
Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш,/ безсмертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим,/ и воспевающе зовем:/ осанна в вышних,/ благословен Грядый во Имя Господне.
Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш,/ безсмертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим,/ и воспевающе зовем:/ осанна в вышних,/ благословен Грядый во Имя Господне.
Кондак, глас 6-й.
На престоле на небеси,/ на жребяти на земли носимый, Христе Боже,/ Ангелов хваление и детей воспевание/ приял еси зовущих Ти:/ благословен еси, грядый Адама воззвати.
На престоле на небеси,/ на жребяти на земли носимый, Христе Боже,/ Ангелов хваление и детей воспевание/ приял еси зовущих Ти:/ благословен еси, грядый Адама воззвати.
Пьетро Лоренцетти фреска. 1320 г. ц. Сан Франческо, Ассизи.
Слёзы на Горе
Елеонской, или Воззвание погибших.
ЛУЧ: Тот факт, что верба, которая обычно в России
распускается в начале марта, уже втрой раз подряд не распустилась в лесах и
около водоёмов к Вербному Воскресенью, которое в этом году 17 апреля, очень
печалит и настораживает. Не дай Бог нам повторения бедствий прошлого лета!
Перед Свои Уходом, Господь указал нам
главного врага человека и его бессмертной души: продажность. Пусть в этот
великий День Истории каждый из нас задумается и вспомнит: сколько раз в своей
жизни подумал о личной выгоде как о чём-то более насущном, чем правда, совесть
и Спасение.
Вспомните! Это важно. А если ужаснётесь
содеянному, то наверное незря Господь входил во Иерусалим. В Город, предавший,
продавший и распявший Его за серебреники. Но всё-таки наверное это было очень
нужно: войти – и устроить весь этот ГРАНДИОЗНЫЙ СКАНДАЛ. И лишить, наконец,
торгашей их наживы, их крутого бизнеса на святости и их мнимой чести в глазах
бедноты.
В этом мало было Ему радости. ПЛАКАЛ
Иисус, глядя на Город, который Ему пришлось фактически вызвать на дуэль. Угроза
жизни была как никогда более вероятной: фарисеи хотели убить даже и Лазаря, что
там говорить про Христа. Никто из учеников не понимали, зачем Он это делает. И
всё-таки Он это сделал.
Почему?! Да потому что Господь пришёл
ВОЗЗВАТЬ падшего Адама. Воззвать его из низости и праха, куда увлёк его враг
сатана. Напомнитиь ему: чей он сын и как чисто и высоко должен жить, мыслить и
действовать.
И сотворил, и воззвал. Воззвал –
громко. Наглядно. Убедительно. С громами и молниями из глаз и уст, с бичами в
руках атлета, с потрясением и полнейшим переворотом всего этого пространства,
ставшего вертепом разбойников. Так, чтобы все и навсегда запомнили.
И уже только потом скрепил это главное
дело всей Своей Жизни вольным страданием и смертью. Заметьте: Иисус не плакал
на Голгофе, нет. Но плакал Он – на Горе Елеонской, видя падший Иерусалим.
Так же плачет и сегодня Господь о
каждом, и о нас всех, как о Иерусалиме на Горе Елеонской. Плачет о падших.
Плачет о России, которая допустила мерзость наживы и торгашей в свои храмы, в
жизнь людей и в своё правительство. Россия! Русь Святая – стала торгашкой!
Продажной девкой, угодницей западных сатанистов-торгашей.
Горе, горе нам. Не распустилась верба в
наших лесах, не радуется Господь о чадах Своих, и плохи наши дела. Нет у такой
России никакого будущего. Ибо всё Духом Святым, Высоким, созидается и всякая
душа живится, а душком продажности и наживы – всё только разрушается.
Да, надо любить. Надо быть милосердным.
Надо уважать отца и мать. Но самое главное: НЕЛЬЗЯ БЫТЬ ПРОДАЖНЫМ. Нельзя быть
материалистом. Нельзя быть безБожником. Дух и душа – не имеют цены. Кто думает
о наживе более чем о своём бессмертии, идёт в ад.
НИКОГДА не забывайте об этом.
Праздник в произведениях русских и
зарубежных классиков.
Лазарева М.
Вербное воскресение. 2004 г.
Денисенко О.
Вербное Воскресенье.
Блонская С.И.
Вербное Воскресенье. Девочки.1900 г.
Кустодиев
Б.М. Вербый торг у Спасских ворот. 1917 г.
Миронычев А.В. Шествие
на осляти. 2006 – 2007 г (с картины Шварца В.Г. 1865 г.)
Широка, необозрима,
чудной радости полна,
из ворот Иерусалима
шла народная волна.
чудной радости полна,
из ворот Иерусалима
шла народная волна.
Галилейская дорога
оглашалась торжеством:
«Ты идёшь во имя Бога,
Ты идешь в Свой царский дом!
Честь Тебе, наш Царь смиренный,
Честь Тебе, Давидов Сын!»
Так, внезапно вдохновенный,
пел народ. Но там один,
Недвижим в толпе подвижной,
школ воспитанник седой,
гордый мудростию книжной,
говорил с усмешкой злой:
«Это ль Царь ваш?
Слабый,
бледный,
рыбаками окружён?
Для чего Он в ризе бедной?
Почему не мчится Он,
рыбаками окружён?
Для чего Он в ризе бедной?
Почему не мчится Он,
силу Божью обличая,
весь овеян пыльной мглой,
пламенея и сверкая,
над трепещущей землёй?»
И века прошли чредою.
И Давидов Сын с тех пор,
тайно правя их судьбою,
усмиряет всякий спор.
Налагая на волненье
цепь любовной тишины,
правит мир, как дуновенье
наступающей весны.
И в трудах борьбы великой
Им согретые сердца
узнают шаги Владыки,
слышат тихий зов Отца.
Хомяков А.С.
Комментариев нет:
Отправить комментарий