Главный бой Иисуса: величайшее событие человеческой Метаистории.
«И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой День узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих». Евангелие от Луки, 19, 41 – 42. Иисус воззвал и возопил в храме Соломоновом во всю духовную мощь Царя и Бога, во всю силу негодования и протеста, на которые только был способен. И не звучал ещё во Иерусалиме, да и в самой Истории древнего государства, столь явно и грозно людям Израиля гневный Божий Глас.
в Иерусалим. Но
не как царь земной или победитель в войне, а как Царь, Царство Которого не от
мира сего. Как Победитель греха и смерти.
было видно всем во
Иерусалиме: исполнилось обещанное Богом
через пророков; се грядет Царь Иудейский.
Иисус изгоняет Кирилла из русской церкви Пьетро Лоренцетти фреска. 1320 г. ц. Сан Франческо, Ассизи.
Лукьянов В. Вход Господень во Иерусалим. 1987 г.
Сей День твой, Иерусалим!
Господь пришёл с миром, но на Свой главный бой: воззвать Адама.
После чуда Воскрешения Лазаря, искали Иисуса, чтобы убить: народ толпами ходил за Ним, не принося лепт в синагоги. Бизнес рушился, и скрежетали фарисеи зубами от злости. Иисус же вошёл во Иерусалим открыто, как Власть Имущий, никого не боясь и не опасаясь. Издалека всему Иерусалиму было видно ликующее шествие по склону Елеонской Горы. «Мессия, Мессия! Он явился, пришёл Царь Иудейский! Осанна!»
Да, явился. Да, пришёл. Но не только для того, чтобы в яве, во всей красе, на пике славы и Подвигов, – показать Себя народу, столько лет ожидавшему Его. Но явился ещё и для того, чтобы навсегда разделить Дух веры от духа наживы и фарисейства.
Один на один выступил Иисус против могущественной финансовой империи спекулянтов, центром которой, увы, стал Иерусалимский храм. Простым людям Господь оставил века на прозрение и просвещение. Но с торгашами – схватился вокрытую, не медля ни минуты. Зачем?
Чтобы указать людям главного врага. Не Ирод и не Пилат; не римские легионеры; не Анна и Каифа – главные враги Иудеи. Главным врагом Иудеи Первого Пришествия, как и всего человечества сегодня, была и остаётся ПРОДАЖНОСТЬ. Охватившее массы низменное стремление продавать совесть и бессмертную душу – за грошёвую земную выгоду. Для решительной схватки именно с этим, самым страшным и самым губительным для человека злом, наступил для Господа День и Час.
I СБЫЛОСЬ РЕЧЕННОЕ ОТ ПРОРОКОВ.
У евреев был обычай: цари и победители въезжали в Иерусалим на конях или ослах, и народ торжественными криками, с пальмовыми ветвями в руках встречал их. Исполняя пророчества Ветхого Завета (Зах. 9,9), Христос именно таким торжественным образом въезжал в Иерусалим. Но не как царь земной или победитель в войне, а как Царь, Царство Которого не от мира сего. Как Победитель греха и смерти.
Вифания, где в какнун этого события находился с учениками Иисус, расположена на восточном склоне Елеонской горы. Эта гора представляла из себя скорее высокий холм, покрытый множеством масличных деревьев, потому и называлась Елеонской, от слова елеа, маслина.
Гора находилась к востоку от Иерусалима и отделялась от него маленькой, пересыхающей летом речушкой Кедроном. На западном склоне горы – Гефсиманский сад. Можно было бы войти в Иерусалим, обогнув Елеонскую гору с юга, либо через верх горы – этот путь труднее, зато короче. Иисус никогда не выбирал лёгких путей, но ради этого Дня взошёл на Гору Елеонскую, на самую её вершину, ещё и для того, чтобы было видно всем во Иерусалиме: исполнилось обещанное Богом через пророков; се грядет Царь Иудейский.
Иисус послал учеников в близлежащее селение, чтобы они привели Ему молодого осла и ослицу. Конь – верховое животное для военного времени, а Он должен был показать, что пришёл с миром. Иисус знал, что хозяева животных сразу отдадут их, когда узнают, для Кого.
Ученики привели животных и послали на спину осла свои плащи: Царю должно быть удобно ехать. Он ехал на ослёнке, а ослица, как запасное животное, шла рядом. Из Вифании выехали в окружении множества народа: вместе с учениками шли люди, бывшие свидетелями Воскрешения Лазаря, и по дороге к ним присоединялись всё новые и новые последователи.
Они постилали свои плащи на дорогу, под копыта осла, а самые бедные, у кого и плащей-то не было, срезали пальмовые ветви – ваии, и тоже постилали их на дорогу или приветственно размахивали ими в воздухе.
С вершины Елеонской горы открывался прекрасный вид на Иерусалим: город лежал, как на ладони. Дивный Град Давидов! Иисус восплакал о горькой его участи: быть разрушенным галльским разбоем через 70 лет. Не плакал о Своей судьбе, быть здесь вскоре Распятым, но плакал о Городе и о людях. Иисус ПЕРВЫМ оплакал Родину своих предков, великий Град царей Израильских, и всей душой молился о его прозрении. Хотя бы ради этого великого Дня!
Но Ему, воскресившему Лазаря Четверодневного и Самого Себя, не удалось чудо воскрешения всего Иерусалима. Город продал Его за сребреники и распял Его за них же. Иерусалим – пал. Он погряз в духе наживы и фарисейства, и все усилия Спасителя и человечества до сей поры так не смогли вырвать Иерусалим из лап вселенского зла.
Когда они начали спускаться с горы, из города побежали им навстречу увидевшие их люди, и две толпы – сопровождавшие и встречающие – слились воедино. Встречавшие также несли в руках ваии, бросали их под копыта ослу и постилали свои одежды. От приветственных криков звенел воздух. Душистый ветер весеннего многоцветья полнил Землю небесными ароматами, а сердца людей – восторгом и умилением.
Нестеров М.В.
– Осанна! – кричали люди, – Благословен Царь Израилев! Благословен идущий во Имя Господа!
Так народ израильский, исстрадавшийся под римским игом, приветствовал Того, кого считал Царем-освободителем, Мессией. Люди не знали пока, что Царь пришёл для избавления не только народа израильского от римлян, но и всего человечества от рабства греха и смерти.
II СЫН ДАВИДОВ НАПОМНИЛ, КАК ПОСТУПАЕТ ЦАРЬ С ГРЕШНИКАМИ.
Сидя на осляти и без меча, Иисус всё-таки готовился к схватке; не мог и не имел права пройти мимо той мерзости, в которую фарисеи превратили религиозность иудеев. Паломничество во Иерусалим стало прибыльным бизнесом; движимые духои наживы, тысячи людей устремлялись туда, чтобы заработать на угождении не Богу, а маммоне и туристам со всего света.
И вошёл Он в Иерусалим. Сквозь толпу пробился к Нему человек в богатой одежде, судя по всему, фарисей. «Учитель, запрети народу так приветствовать Тебя. Зачем эта неприличная шумиха? Ты привлекаешь внимание, это опасно для Тебя. «Если они умолкнут, то камни и скалы возопиют», – отвечал Иисус.
Войдя в город, Иисус направился прямо к Храму. «Разве не знаете вы, что в Доме Отца Моего подобает Мне быти?» – ещё будучи Отроком утверждал Иисус. Три года тому назад, когда Он после Крещения впервые пришёл в Иерусалим, то и тогда разогнал торговцев, обративших двор и притворы Храма в шумный рынок. Теперь в Храме творилось то же самое; торговцы думали, что Иисус не решится больше войти в Иерусалим.
Формально на территории Храма разрешалось продавать только жертвенных голубей. Но стояли столы с самым различным товаром и конечно с разменными кассами менял. Во дворе Храма мычал и блеял приведённый на продажу скот, царили шум мирской и суета сует.
Иисус изгоняет Кирилла из Русской Церкви.
Казалось: трубы иерихонские снова грянули здесь, и ожила История, и дрогнули древние стены Иерусалима. Иисус действовал решительно. Столы с товаром опрокинул, а торговцев и менял разогнал, приговаривая: «Храм должен быть домом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников». Ученики помогали Ему. Торговцы не смели противиться, парализованные страхом и увидев толпу почитателей, окружавшую Иисуса.
Царь Давид не задумываясь рассекал грешника и кощунника мечом пополам, предавая лютой смерти. Так же грозно действовал и Потомок, вразумляя торговый люд в Храме: во всю мощь Пророка и Чудотворца, всей царственной и Божественной волей и силой негодования и протеста, на которые только был способен.
Не только как Сын Бога и Сын Давида, не только как Царь Иудейский, но и как просто гражданин Иудеи, как любой честный человек, который никогда не пройдёт равнодушно мимо обнаглевшего зла или чьего-то невинного страдания.
С громами и с молниями – из глаз и уст, с бичами, разящими наповал в руках атлета. С потрясением и полнейшим переворотом всего этого пространства, ставшего вертепом разбойников. Так, чтобы все и навсегда запомнили.
III ДЕЛО ПРОЧНО, КОГДА ПОД НИМ СТРУИТСЯ КРОВЬ
Вот для чего и пришёл Господь в Город предков Своих. Не ради славы людской, не ради почестей и поклонения: для главной схватки. И дал этот бой! Сотворил, исполнил дело всей Своей жизни до конца.
Никто, ни один, не смел перечить. Ни один не осмелился спорить с Царём, возмутиться или пытаться как-то Его остановить. Парализованные ужасом и трепетом, люди собирали пожитки и отползали, уносили скорее ноги от этой лавины гнева и грома Небесного, невесть откуда обрушившегося на их бедные головы. Некоторые трусливо и заискивающе просили «о знамении», мол, дай нам какой-то знак, что ты вправе всё это делать.
Но Иисус жёстко обрубил их лесть: «Разрушьте этот храм, Я воздвигну его снова в три дня!». То есть, главное Знамение да будет: НИЧЕГО не можете сделать Господину Жизни и Хозяину смерти.
Все ушли, и уже ничто не нарушало тишины святого места и благоговейной молитвы...
Здесь выросла Его Мать, младенцем смело преодолев 15 высоких ступеней; здесь являлся Вестник Божий Гавриил первосвященнику Захарии и вразумлял его; здесь процвёл жезл праведного Иосифа и голубица осенила седую его главу; здесь первыми из людей встретили и благословили Младенца Иисуса старец Симеон и пророчица Анна.
Здесь прошли Детство и Юность: набожные Родители каждый год посещали Храм на Пасху и другие Праздники. И именно сюда, с благодарностью и поклонами Отцу Небесному, пришёл Он в славе Царя и в Духе великого Чудотворца. «Вся жизнь Моя – Тебе, Пославший Меня!»
К Иисусу стали подходить больные: слепые, хромые и увечные, которых Он исцелил. И наверное прежде чем покинули Иисус и Апостолы Храм, ставший в это День полем великой духовной битвы, Он сказал людям что-то доброе и красивое, как всегда. И конечно Именем Отца Небесного благословил их.
Но ужас и трепет в их душах, от воочию лицезрения Божественного негодования, остался навсегда. По всем уголками древнего Иерусалима пошла растекаться река слухов, пересудов и загадочных толкований всего, что здесь сегодня произошло. Народ Иудеи трепетал от восторга и славил Бога, не забывшего Свои обещания о Мессии. Фарисеи же задыхались от злобы, зависти и ненависти.
И закипела закваска фарисейская. И хлынула потоком хулы и самой чёрной клеветы по следам Того, Кто столь триумфально прошёл сегодня по Иерусалиму, словно по всей Истории Своего народа. Кто снизошёл и посетил Землю в страшный Час её духовной катастрофы, чтобы она не погибла, вместе со всеми людьми, на веки вечные, но продолжала бы жить и расцветать, как этим весенним солнечным днём.
«Но это сокрыто ныне от глаз твоих». Так начиналась она, работа вражия: опорочить и представить Спасителя Господа, олицетворение Любви и Добра, – «разбойником», «хулителем законов», «бездельником». Иисус видел и прекрасно понимал, что именно происходит, но уже вверяет всю ситуацию Всевышней воле.
Он понимает, что дело ВОЗЗВАНИЯ АДАМА, вразумления и Спасения человеков, которое Он начал, должно быть упрочено. Готов к испытаниям, хотя и молит Отца в Гефсимании да минет Меня Чаша сия, так хотел бы остаться с людьми как можно дольше, да укрепятся в праведности и вере.
Но рок судил Ему иначе. Чаша грехов и преступлений человеков на Весах Истины переполнена и слишком тяжела. Чтобы избранные и близкие Иисуса не пострадали, а дело Воззвания Адама принесло свои плоды и не погибло бы во мгле веков, Ему выпало много пострадать и пролить всю Свою Божественную Кровь, до капли, на Алтарь Времён.
Сразу за Вербным Воскресеньем начинается Страстная Седмица, каждый день которой называют Великим. События начинают разворачиваться стремительно, и скоро та же толпа, те же самые люди, кто кричали «Осанна!» и постилали одежды под копыта царского осляти, будут кричать: «Распни Его!»
Продажность. Уступчивость за деньги. Непрочность. Переменчивость. Слабость. Падкость на подарки. Мягкотелость. Равнодушие. Предательство. И мир – до сей поры лежит во зле...
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ:
«И когда вошёл Он в Иерусалим, весь город пришёл в движение и говорили: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского». Евангелие от Матфея, 21, 10-11.
«И вошёл Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей…» От Матфея 21, 12.
«Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришёл в Иерусалим и нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и Дома Отца Моего не делайте домом торговли». Ин. 2:13-16
Вход Господень в Иерусалим. Тропарь, гл ас 1.
Общее воскресение / прежде Твоея страсти уверяя / из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. / Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, / Тебе Победителю смерти вопием: / Осанна в вышних, / благословен Грядый во имя Господне!
Ин тропарь, глас 4.
Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш,/ безсмертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим,/ и воспевающе зовем:/ осанна в вышних,/ благословен Грядый во Имя Господне.
Кондак, глас 6-й.
На престоле на небеси,/ на жребяти на земли носимый, Христе Боже,/ Ангелов хваление и детей воспевание/ приял еси зовущих Ти:/ благословен еси, грядый Адама воззвати.
Пьетро Лоренцетти фреска. 1320 г. ц. Сан Франческо, Ассизи.
Слёзы на Горе Елеонской, или Воззвание погибших.
ЛУЧ: Тот факт, что верба, которая обычно в России распускается в начале марта, уже втрой раз подряд не распустилась в лесах и около водоёмов к Вербному Воскресенью, которое в этом году 17 апреля, очень печалит и настораживает. Не дай Бог нам повторения бедствий прошлого лета!
Перед Свои Уходом, Господь указал нам главного врага человека и его бессмертной души: продажность. Пусть в этот великий День Истории каждый из нас задумается и вспомнит: сколько раз в своей жизни подумал о личной выгоде как о чём-то более насущном, чем правда, совесть и Спасение.
Вспомните! Это важно. А если ужаснётесь содеянному, то наверное незря Господь входил во Иерусалим. В Город, предавший, продавший и распявший Его за серебреники. Но всё-таки наверное это было очень нужно: войти – и устроить весь этот ГРАНДИОЗНЫЙ СКАНДАЛ. И лишить, наконец, торгашей их наживы, их крутого бизнеса на святости и их мнимой чести в глазах бедноты.
В этом мало было Ему радости. ПЛАКАЛ Иисус, глядя на Город, который Ему пришлось фактически вызвать на дуэль. Угроза жизни была как никогда более вероятной: фарисеи хотели убить даже и Лазаря, что там говорить про Христа. Никто из учеников не понимали, зачем Он это делает. И всё-таки Он это сделал.
Почему?! Да потому что Господь пришёл ВОЗЗВАТЬ падшего Адама. Воззвать его из низости и праха, куда увлёк его враг сатана. Напомнитиь ему: чей он сын и как чисто и высоко должен жить, мыслить и действовать.
И сотворил, и воззвал. Воззвал – громко. Наглядно. Убедительно. С громами и молниями из глаз и уст, с бичами в руках атлета, с потрясением и полнейшим переворотом всего этого пространства, ставшего вертепом разбойников. Так, чтобы все и навсегда запомнили.
И уже только потом скрепил это главное дело всей Своей Жизни вольным страданием и смертью. Заметьте: Иисус не плакал на Голгофе, нет. Но плакал Он – на Горе Елеонской, видя падший Иерусалим.
Так же плачет и сегодня Господь о каждом, и о нас всех, как о Иерусалиме на Горе Елеонской. Плачет о падших. Плачет о России, которая допустила мерзость наживы и торгашей в свои храмы, в жизнь людей и в своё правительство. Россия! Русь Святая – стала торгашкой! Продажной девкой, угодницей западных сатанистов-торгашей.
Горе, горе нам. Не распустилась верба в наших лесах, не радуется Господь о чадах Своих, и плохи наши дела. Нет у такой России никакого будущего. Ибо всё Духом Святым, Высоким, созидается и всякая душа живится, а душком продажности и наживы – всё только разрушается.
Да, надо любить. Надо быть милосердным. Надо уважать отца и мать. Но самое главное: НЕЛЬЗЯ БЫТЬ ПРОДАЖНЫМ. Нельзя быть материалистом. Нельзя быть безБожником. Дух и душа – не имеют цены. Кто думает о наживе более чем о своём бессмертии, идёт в ад.
НИКОГДА не забывайте об этом.
Праздник в произведениях русских и зарубежных классиков.
Лазарева М. Вербное воскресение. 2004 г.
Денисенко О. Вербное Воскресенье.
Блонская С.И. Вербное Воскресенье. Девочки.1900 г.
Кустодиев Б.М. Вербый торг у Спасских ворот. 1917 г.
Миронычев А.В. Шествие на осляти. 2006 – 2007 г (с картины Шварца В.Г. 1865 г.)
Широка, необозрима,
чудной радости полна,
из ворот Иерусалима
шла народная волна.
Галилейская дорога
оглашалась торжеством:
«Ты идёшь во имя Бога,
Ты идешь в Свой царский дом!
Честь Тебе, наш Царь смиренный,
Честь Тебе, Давидов Сын!»
Так, внезапно вдохновенный,
пел народ. Но там один,
Недвижим в толпе подвижной,
школ воспитанник седой,
гордый мудростию книжной,
говорил с усмешкой злой:
«Это ль Царь ваш?
Слабый, бледный,
рыбаками окружён?
Для чего Он в ризе бедной?
Почему не мчится Он,
силу Божью обличая,
весь овеян пыльной мглой,
пламенея и сверкая,
над трепещущей землёй?»
И века прошли чредою.
И Давидов Сын с тех пор,
тайно правя их судьбою,
усмиряет всякий спор.
Налагая на волненье
цепь любовной тишины,
правит мир, как дуновенье
наступающей весны.
И в трудах борьбы великой
Им согретые сердца
узнают шаги Владыки,
слышат тихий зов Отца.
Хомяков А.С.
«И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой День узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих». Евангелие от Луки, 19, 41 – 42. Иисус воззвал и возопил в храме Соломоновом во всю духовную мощь Царя и Бога, во всю силу негодования и протеста, на которые только был способен. И не звучал ещё во Иерусалиме, да и в самой Истории древнего государства, столь явно и грозно людям Израиля гневный Божий Глас.
Нестеров
Иисус изгоняет Кирилла из русской церкви Пьетро Лоренцетти фреска. 1320 г. ц. Сан Франческо, Ассизи.
Денисенко О.
Вербное Воскресенье.
Блонская С.И.
Вербное Воскресенье. Девочки.1900
1917
Лукьянов В. Вход Господень во Иерусалим. 1987 г.
Сей День твой, Иерусалим!
Господь пришёл с миром, но на Свой главный бой: воззвать Адама.
После чуда Воскрешения Лазаря, искали Иисуса, чтобы убить: народ толпами ходил за Ним, не принося лепт в синагоги. Бизнес рушился, и скрежетали фарисеи зубами от злости. Иисус же вошёл во Иерусалим открыто, как Власть Имущий, никого не боясь и не опасаясь. Издалека всему Иерусалиму было видно ликующее шествие по склону Елеонской Горы. «Мессия, Мессия! Он явился, пришёл Царь Иудейский! Осанна!»
Да, явился. Да, пришёл. Но не только для того, чтобы в яве, во всей красе, на пике славы и Подвигов, – показать Себя народу, столько лет ожидавшему Его. Но явился ещё и для того, чтобы навсегда разделить Дух веры от духа наживы и фарисейства.
Один на один выступил Иисус против могущественной финансовой империи спекулянтов, центром которой, увы, стал Иерусалимский храм. Простым людям Господь оставил века на прозрение и просвещение. Но с торгашами – схватился вокрытую, не медля ни минуты. Зачем?
Чтобы указать людям главного врага. Не Ирод и не Пилат; не римские легионеры; не Анна и Каифа – главные враги Иудеи. Главным врагом Иудеи Первого Пришествия, как и всего человечества сегодня, была и остаётся ПРОДАЖНОСТЬ. Охватившее массы низменное стремление продавать совесть и бессмертную душу – за грошёвую земную выгоду. Для решительной схватки именно с этим, самым страшным и самым губительным для человека злом, наступил для Господа День и Час.
I СБЫЛОСЬ РЕЧЕННОЕ ОТ ПРОРОКОВ.
У евреев был обычай: цари и победители въезжали в Иерусалим на конях или ослах, и народ торжественными криками, с пальмовыми ветвями в руках встречал их. Исполняя пророчества Ветхого Завета (Зах. 9,9), Христос именно таким торжественным образом въезжал в Иерусалим. Но не как царь земной или победитель в войне, а как Царь, Царство Которого не от мира сего. Как Победитель греха и смерти.
Вифания, где в какнун этого события находился с учениками Иисус, расположена на восточном склоне Елеонской горы. Эта гора представляла из себя скорее высокий холм, покрытый множеством масличных деревьев, потому и называлась Елеонской, от слова елеа, маслина.
Гора находилась к востоку от Иерусалима и отделялась от него маленькой, пересыхающей летом речушкой Кедроном. На западном склоне горы – Гефсиманский сад. Можно было бы войти в Иерусалим, обогнув Елеонскую гору с юга, либо через верх горы – этот путь труднее, зато короче. Иисус никогда не выбирал лёгких путей, но ради этого Дня взошёл на Гору Елеонскую, на самую её вершину, ещё и для того, чтобы было видно всем во Иерусалиме: исполнилось обещанное Богом через пророков; се грядет Царь Иудейский.
Иисус послал учеников в близлежащее селение, чтобы они привели Ему молодого осла и ослицу. Конь – верховое животное для военного времени, а Он должен был показать, что пришёл с миром. Иисус знал, что хозяева животных сразу отдадут их, когда узнают, для Кого.
Ученики привели животных и послали на спину осла свои плащи: Царю должно быть удобно ехать. Он ехал на ослёнке, а ослица, как запасное животное, шла рядом. Из Вифании выехали в окружении множества народа: вместе с учениками шли люди, бывшие свидетелями Воскрешения Лазаря, и по дороге к ним присоединялись всё новые и новые последователи.
Они постилали свои плащи на дорогу, под копыта осла, а самые бедные, у кого и плащей-то не было, срезали пальмовые ветви – ваии, и тоже постилали их на дорогу или приветственно размахивали ими в воздухе.
С вершины Елеонской горы открывался прекрасный вид на Иерусалим: город лежал, как на ладони. Дивный Град Давидов! Иисус восплакал о горькой его участи: быть разрушенным галльским разбоем через 70 лет. Не плакал о Своей судьбе, быть здесь вскоре Распятым, но плакал о Городе и о людях. Иисус ПЕРВЫМ оплакал Родину своих предков, великий Град царей Израильских, и всей душой молился о его прозрении. Хотя бы ради этого великого Дня!
Но Ему, воскресившему Лазаря Четверодневного и Самого Себя, не удалось чудо воскрешения всего Иерусалима. Город продал Его за сребреники и распял Его за них же. Иерусалим – пал. Он погряз в духе наживы и фарисейства, и все усилия Спасителя и человечества до сей поры так не смогли вырвать Иерусалим из лап вселенского зла.
Когда они начали спускаться с горы, из города побежали им навстречу увидевшие их люди, и две толпы – сопровождавшие и встречающие – слились воедино. Встречавшие также несли в руках ваии, бросали их под копыта ослу и постилали свои одежды. От приветственных криков звенел воздух. Душистый ветер весеннего многоцветья полнил Землю небесными ароматами, а сердца людей – восторгом и умилением.
Нестеров М.В.
– Осанна! – кричали люди, – Благословен Царь Израилев! Благословен идущий во Имя Господа!
Так народ израильский, исстрадавшийся под римским игом, приветствовал Того, кого считал Царем-освободителем, Мессией. Люди не знали пока, что Царь пришёл для избавления не только народа израильского от римлян, но и всего человечества от рабства греха и смерти.
II СЫН ДАВИДОВ НАПОМНИЛ, КАК ПОСТУПАЕТ ЦАРЬ С ГРЕШНИКАМИ.
Сидя на осляти и без меча, Иисус всё-таки готовился к схватке; не мог и не имел права пройти мимо той мерзости, в которую фарисеи превратили религиозность иудеев. Паломничество во Иерусалим стало прибыльным бизнесом; движимые духои наживы, тысячи людей устремлялись туда, чтобы заработать на угождении не Богу, а маммоне и туристам со всего света.
И вошёл Он в Иерусалим. Сквозь толпу пробился к Нему человек в богатой одежде, судя по всему, фарисей. «Учитель, запрети народу так приветствовать Тебя. Зачем эта неприличная шумиха? Ты привлекаешь внимание, это опасно для Тебя. «Если они умолкнут, то камни и скалы возопиют», – отвечал Иисус.
Войдя в город, Иисус направился прямо к Храму. «Разве не знаете вы, что в Доме Отца Моего подобает Мне быти?» – ещё будучи Отроком утверждал Иисус. Три года тому назад, когда Он после Крещения впервые пришёл в Иерусалим, то и тогда разогнал торговцев, обративших двор и притворы Храма в шумный рынок. Теперь в Храме творилось то же самое; торговцы думали, что Иисус не решится больше войти в Иерусалим.
Формально на территории Храма разрешалось продавать только жертвенных голубей. Но стояли столы с самым различным товаром и конечно с разменными кассами менял. Во дворе Храма мычал и блеял приведённый на продажу скот, царили шум мирской и суета сует.
Иисус изгоняет Кирилла из Русской Церкви.
Казалось: трубы иерихонские снова грянули здесь, и ожила История, и дрогнули древние стены Иерусалима. Иисус действовал решительно. Столы с товаром опрокинул, а торговцев и менял разогнал, приговаривая: «Храм должен быть домом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников». Ученики помогали Ему. Торговцы не смели противиться, парализованные страхом и увидев толпу почитателей, окружавшую Иисуса.
Царь Давид не задумываясь рассекал грешника и кощунника мечом пополам, предавая лютой смерти. Так же грозно действовал и Потомок, вразумляя торговый люд в Храме: во всю мощь Пророка и Чудотворца, всей царственной и Божественной волей и силой негодования и протеста, на которые только был способен.
Не только как Сын Бога и Сын Давида, не только как Царь Иудейский, но и как просто гражданин Иудеи, как любой честный человек, который никогда не пройдёт равнодушно мимо обнаглевшего зла или чьего-то невинного страдания.
С громами и с молниями – из глаз и уст, с бичами, разящими наповал в руках атлета. С потрясением и полнейшим переворотом всего этого пространства, ставшего вертепом разбойников. Так, чтобы все и навсегда запомнили.
III ДЕЛО ПРОЧНО, КОГДА ПОД НИМ СТРУИТСЯ КРОВЬ
Вот для чего и пришёл Господь в Город предков Своих. Не ради славы людской, не ради почестей и поклонения: для главной схватки. И дал этот бой! Сотворил, исполнил дело всей Своей жизни до конца.
Никто, ни один, не смел перечить. Ни один не осмелился спорить с Царём, возмутиться или пытаться как-то Его остановить. Парализованные ужасом и трепетом, люди собирали пожитки и отползали, уносили скорее ноги от этой лавины гнева и грома Небесного, невесть откуда обрушившегося на их бедные головы. Некоторые трусливо и заискивающе просили «о знамении», мол, дай нам какой-то знак, что ты вправе всё это делать.
Но Иисус жёстко обрубил их лесть: «Разрушьте этот храм, Я воздвигну его снова в три дня!». То есть, главное Знамение да будет: НИЧЕГО не можете сделать Господину Жизни и Хозяину смерти.
Все ушли, и уже ничто не нарушало тишины святого места и благоговейной молитвы...
Здесь выросла Его Мать, младенцем смело преодолев 15 высоких ступеней; здесь являлся Вестник Божий Гавриил первосвященнику Захарии и вразумлял его; здесь процвёл жезл праведного Иосифа и голубица осенила седую его главу; здесь первыми из людей встретили и благословили Младенца Иисуса старец Симеон и пророчица Анна.
Здесь прошли Детство и Юность: набожные Родители каждый год посещали Храм на Пасху и другие Праздники. И именно сюда, с благодарностью и поклонами Отцу Небесному, пришёл Он в славе Царя и в Духе великого Чудотворца. «Вся жизнь Моя – Тебе, Пославший Меня!»
К Иисусу стали подходить больные: слепые, хромые и увечные, которых Он исцелил. И наверное прежде чем покинули Иисус и Апостолы Храм, ставший в это День полем великой духовной битвы, Он сказал людям что-то доброе и красивое, как всегда. И конечно Именем Отца Небесного благословил их.
Но ужас и трепет в их душах, от воочию лицезрения Божественного негодования, остался навсегда. По всем уголками древнего Иерусалима пошла растекаться река слухов, пересудов и загадочных толкований всего, что здесь сегодня произошло. Народ Иудеи трепетал от восторга и славил Бога, не забывшего Свои обещания о Мессии. Фарисеи же задыхались от злобы, зависти и ненависти.
И закипела закваска фарисейская. И хлынула потоком хулы и самой чёрной клеветы по следам Того, Кто столь триумфально прошёл сегодня по Иерусалиму, словно по всей Истории Своего народа. Кто снизошёл и посетил Землю в страшный Час её духовной катастрофы, чтобы она не погибла, вместе со всеми людьми, на веки вечные, но продолжала бы жить и расцветать, как этим весенним солнечным днём.
«Но это сокрыто ныне от глаз твоих». Так начиналась она, работа вражия: опорочить и представить Спасителя Господа, олицетворение Любви и Добра, – «разбойником», «хулителем законов», «бездельником». Иисус видел и прекрасно понимал, что именно происходит, но уже вверяет всю ситуацию Всевышней воле.
Он понимает, что дело ВОЗЗВАНИЯ АДАМА, вразумления и Спасения человеков, которое Он начал, должно быть упрочено. Готов к испытаниям, хотя и молит Отца в Гефсимании да минет Меня Чаша сия, так хотел бы остаться с людьми как можно дольше, да укрепятся в праведности и вере.
Но рок судил Ему иначе. Чаша грехов и преступлений человеков на Весах Истины переполнена и слишком тяжела. Чтобы избранные и близкие Иисуса не пострадали, а дело Воззвания Адама принесло свои плоды и не погибло бы во мгле веков, Ему выпало много пострадать и пролить всю Свою Божественную Кровь, до капли, на Алтарь Времён.
Сразу за Вербным Воскресеньем начинается Страстная Седмица, каждый день которой называют Великим. События начинают разворачиваться стремительно, и скоро та же толпа, те же самые люди, кто кричали «Осанна!» и постилали одежды под копыта царского осляти, будут кричать: «Распни Его!»
Продажность. Уступчивость за деньги. Непрочность. Переменчивость. Слабость. Падкость на подарки. Мягкотелость. Равнодушие. Предательство. И мир – до сей поры лежит во зле...
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ:
«И когда вошёл Он в Иерусалим, весь город пришёл в движение и говорили: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского». Евангелие от Матфея, 21, 10-11.
«И вошёл Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей…» От Матфея 21, 12.
«Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришёл в Иерусалим и нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и Дома Отца Моего не делайте домом торговли». Ин. 2:13-16
Вход Господень в Иерусалим. Тропарь, гл ас 1.
Общее воскресение / прежде Твоея страсти уверяя / из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. / Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, / Тебе Победителю смерти вопием: / Осанна в вышних, / благословен Грядый во имя Господне!
Ин тропарь, глас 4.
Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш,/ безсмертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим,/ и воспевающе зовем:/ осанна в вышних,/ благословен Грядый во Имя Господне.
Кондак, глас 6-й.
На престоле на небеси,/ на жребяти на земли носимый, Христе Боже,/ Ангелов хваление и детей воспевание/ приял еси зовущих Ти:/ благословен еси, грядый Адама воззвати.
Пьетро Лоренцетти фреска. 1320 г. ц. Сан Франческо, Ассизи.
Слёзы на Горе Елеонской, или Воззвание погибших.
ЛУЧ: Тот факт, что верба, которая обычно в России распускается в начале марта, уже втрой раз подряд не распустилась в лесах и около водоёмов к Вербному Воскресенью, которое в этом году 17 апреля, очень печалит и настораживает. Не дай Бог нам повторения бедствий прошлого лета!
Перед Свои Уходом, Господь указал нам главного врага человека и его бессмертной души: продажность. Пусть в этот великий День Истории каждый из нас задумается и вспомнит: сколько раз в своей жизни подумал о личной выгоде как о чём-то более насущном, чем правда, совесть и Спасение.
Вспомните! Это важно. А если ужаснётесь содеянному, то наверное незря Господь входил во Иерусалим. В Город, предавший, продавший и распявший Его за серебреники. Но всё-таки наверное это было очень нужно: войти – и устроить весь этот ГРАНДИОЗНЫЙ СКАНДАЛ. И лишить, наконец, торгашей их наживы, их крутого бизнеса на святости и их мнимой чести в глазах бедноты.
В этом мало было Ему радости. ПЛАКАЛ Иисус, глядя на Город, который Ему пришлось фактически вызвать на дуэль. Угроза жизни была как никогда более вероятной: фарисеи хотели убить даже и Лазаря, что там говорить про Христа. Никто из учеников не понимали, зачем Он это делает. И всё-таки Он это сделал.
Почему?! Да потому что Господь пришёл ВОЗЗВАТЬ падшего Адама. Воззвать его из низости и праха, куда увлёк его враг сатана. Напомнитиь ему: чей он сын и как чисто и высоко должен жить, мыслить и действовать.
И сотворил, и воззвал. Воззвал – громко. Наглядно. Убедительно. С громами и молниями из глаз и уст, с бичами в руках атлета, с потрясением и полнейшим переворотом всего этого пространства, ставшего вертепом разбойников. Так, чтобы все и навсегда запомнили.
И уже только потом скрепил это главное дело всей Своей Жизни вольным страданием и смертью. Заметьте: Иисус не плакал на Голгофе, нет. Но плакал Он – на Горе Елеонской, видя падший Иерусалим.
Так же плачет и сегодня Господь о каждом, и о нас всех, как о Иерусалиме на Горе Елеонской. Плачет о падших. Плачет о России, которая допустила мерзость наживы и торгашей в свои храмы, в жизнь людей и в своё правительство. Россия! Русь Святая – стала торгашкой! Продажной девкой, угодницей западных сатанистов-торгашей.
Горе, горе нам. Не распустилась верба в наших лесах, не радуется Господь о чадах Своих, и плохи наши дела. Нет у такой России никакого будущего. Ибо всё Духом Святым, Высоким, созидается и всякая душа живится, а душком продажности и наживы – всё только разрушается.
Да, надо любить. Надо быть милосердным. Надо уважать отца и мать. Но самое главное: НЕЛЬЗЯ БЫТЬ ПРОДАЖНЫМ. Нельзя быть материалистом. Нельзя быть безБожником. Дух и душа – не имеют цены. Кто думает о наживе более чем о своём бессмертии, идёт в ад.
НИКОГДА не забывайте об этом.
Праздник в произведениях русских и зарубежных классиков.
Лазарева М. Вербное воскресение. 2004 г.
Денисенко О. Вербное Воскресенье.
Блонская С.И. Вербное Воскресенье. Девочки.1900 г.
Кустодиев Б.М. Вербый торг у Спасских ворот. 1917 г.
Миронычев А.В. Шествие на осляти. 2006 – 2007 г (с картины Шварца В.Г. 1865 г.)
Широка, необозрима,
чудной радости полна,
из ворот Иерусалима
шла народная волна.
Галилейская дорога
оглашалась торжеством:
«Ты идёшь во имя Бога,
Ты идешь в Свой царский дом!
Честь Тебе, наш Царь смиренный,
Честь Тебе, Давидов Сын!»
Так, внезапно вдохновенный,
пел народ. Но там один,
Недвижим в толпе подвижной,
школ воспитанник седой,
гордый мудростию книжной,
говорил с усмешкой злой:
«Это ль Царь ваш?
Слабый, бледный,
рыбаками окружён?
Для чего Он в ризе бедной?
Почему не мчится Он,
силу Божью обличая,
весь овеян пыльной мглой,
пламенея и сверкая,
над трепещущей землёй?»
И века прошли чредою.
И Давидов Сын с тех пор,
тайно правя их судьбою,
усмиряет всякий спор.
Налагая на волненье
цепь любовной тишины,
правит мир, как дуновенье
наступающей весны.
И в трудах борьбы великой
Им согретые сердца
узнают шаги Владыки,
слышат тихий зов Отца.
Хомяков А.С.
Комментариев нет:
Отправить комментарий