Жизнь это - мгновения, промежутки. Ночь ушла, солнце скоро взойдет. Сделайте эти промежутки настолько прекрасными насколько это возможно - наполненными молчанием, наполненными благодарностью к существованию, которое дало вам шанс, благодарностью по отношению ко всем тем, кто вам помог. И ждите.


10 августа 2010 г.

Верещагин - неугомонный баталист.

 Апофеоз войны 1870-1871


Верещагин Апофеоз войны




Верещагин Василий Васильевич (Vereshchagin Vasily) (1842–1904), русский художник, мастер батальной картины.
Родился в Череповце 14 (26) октября 1842 в семье помещика. В 1850–1860 учился в петербургском Кадетском корпусе, окончив его в чине гардемарина. Плавал в 1858–1859 на фрегате «Камчатка» и других кораблях в Данию, Францию, Англию. В 1860 Верещагин поступил в петербургскую Академию художеств, но оставил ее в 1863 году неудовлетворенный системой преподавания. Посещал мастерскую Жана Леона Жерома в парижской Школе изящных искусств (1864). Всю жизнь Верещагин был неутомимым путешественником. Стремясь (по его собственным словам) «учиться на живой летописи истории мира», ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане (1867–1868, 1869–1870), участвуя в колониальных походах русских войск, два раза – в Индии (1874–1876, 1882). В 1877–1878 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах. Много путешествовал, в 1884 посетил Сирию и Палестину, в 1888–1902 США, в 1901 Филиппины, в 1902 Кубу, в 1903 Японию. Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин. В батальных картинах Верещагина публицистически остро, с жестким реализмом раскрывается изнанка войны. Хотя его знаменитая «туркестанская серия» имеет вполне определенную имперски - пропагандистскую направленность,

Верещагин Смертельно раненый




Апофеоз войны
1870-1871
Смертельно раненый
1873
Верещагин Дервиши в праздничных нарядах



Верещагин Царская гробница в Иерусалиме



Дервиши в праздничных нарядах
1869-1870
Царская гробница в Иерусалиме
1884
в картинах над победителями и побежденными всюду тяготеет чувство трагической обреченности, подчеркнутое тусклым желтовато - коричневым, воистину «пустынным» колоритом. Знаменитым символом всей серии стала картина "Апофеоз войны" (1870–1871, Третьяковская галерея), изображающая груду черепов в пустыне; на раме надпись: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».

Верещагин Василий Vereshchagin Vasily Верещагин Василий Vereshchagin Vasily Верещагин Василий Vereshchagin Vasily Верещагин Василий Vereshchagin Vasily Верещагин Василий Vereshchagin Vasily
Мавзолей Тадж-Махал в Акре, 1876 У дверей мечети
1873
Нападают врасплох
1871
Двери Тимура
1872
Проход Барскаун
1863

Верещагин Василий Vereshchagin Vasily Верещагин Василий Vereshchagin Vasily Верещагин Василий Vereshchagin Vasily Верещагин Василий Vereshchagin Vasily Верещагин Василий Vereshchagin Vasily
Торжествуют
1871-1872
Портрет бачи
1868
Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой, 1878 Горный ручей в Кашмире, 1876 Побежденные. Панихида
1878

«Туркестанской» серии картин Верещагина не уступает «балканская». В ней художник, напротив, бросает прямой вызов официальной панславистской пропаганде, напоминая о фатальных просчетах командования и страшной цене, которую заплатили русские за освобождение болгар от османского ига. Особенно впечатляет полотно "Побежденные. Панихида" (1878–1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли. Широкую известность завоевала также его серия "Наполеон в России" (1887–1900). Художник Верещагин был и одаренным литератором, автором книги "На войне в Азии и Европе. Воспоминания" (1894); большой интерес представляют также "Избранные письма" художника Верещагина (переизданы в 1981).
Верещагин погиб во время русско-японской войны, 31 марта (13 апреля) 1904, при взрыве броненосца «Петропавловск» на рейде Порт-Артура.
http://smallbay.ru/vereshagin.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий