2 января. Иоанн Кронштадтский.
Иоанн, Кронштадтский Чудотворец родился 19 октября 1829 года в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии, был первенцем в бедной семье. «За слабостью здоровья» был крещён в доме в день своего рождения и наречён в честь преподобного Иоанна Рыльского.В 1839 году поступил своекоштным воспитанником в Архангельское приходское училище, к окончанию которого был первым учеником.
Перешёл в Архангельскую духовную семинарию, окончил её в 1851 году вторым учеником и за успехи был в том же году отправлен учиться на казенный счет в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1855 году со степенью кандидата богословия, защитив работу «О Кресте Христовом в обличении мнимых старообрядцев». Был женат, но детей не имел; согласно его «Краткому житию» в официальном изданиии Московского Патриархата, супруги «приняли на себя подвиг девства».Судя по записям личного дневника о. Иоанна, его супруга с половины 1870-х стала проявлять ревность, подозрительность и даже враждебность по отношению к нему; запись в дневнике в 1883 году свидетельствует, что «домашние» о. Иоанна не говели (даже на первой неделе Великого поста) и выказывали «неуважение к постановлениям церковных».
Перешёл в Архангельскую духовную семинарию, окончил её в 1851 году вторым учеником и за успехи был в том же году отправлен учиться на казенный счет в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1855 году со степенью кандидата богословия, защитив работу «О Кресте Христовом в обличении мнимых старообрядцев». Был женат, но детей не имел; согласно его «Краткому житию» в официальном изданиии Московского Патриархата, супруги «приняли на себя подвиг девства».Судя по записям личного дневника о. Иоанна, его супруга с половины 1870-х стала проявлять ревность, подозрительность и даже враждебность по отношению к нему; запись в дневнике в 1883 году свидетельствует, что «домашние» о. Иоанна не говели (даже на первой неделе Великого поста) и выказывали «неуважение к постановлениям церковных».
В конце жизни Елизавета Константиновна перенесла тяжелую операцию, после которой лишилась ног. Скончалась 22 мая 1909 года, отпевал её епископ Гдовский Кирилл (Смирнов), похоронена в ограде Андреевского собора. Хотел принять монашество и поступить в миссионеры, чтобы проповедывать христианство народам Сибири и Америки. Но увидев, что жители столицы «знают Христа не больше, чем дикари какой-нибудь Патагонии», он решил остаться здесь. После рукоположения был направлен в Кронштадт — место административной высылки ассоциальных личностей и многочисленных нищих и чернорабочих. В Кронштадте о. Иоанн «стал посещать лачуги, землянки и бедные квартиры. Он утешал брошенных матерей, нянчил их детей, пока мать стирала; помогал деньгами; вразумлял и увещевал пьяниц; раздавал все свое жалованье бедным, а когда не оставалось денег, отдавал свою рясу, сапоги и сам босой возвращался домой в церковный дом». Это привело даже к тому, что одно время его жалование выдавалось не ему, а его жене.
10 декабря 1855 года в кафедральном соборе Петра и Павла в Санкт-Петербурге епископом Ревельским Христофором (Эмаусским), викарием Санкт-Петербургской митрополии, был посвящен во диакона, а через день, 12 декабря, хиротонисан во иерея к Андреевскому собору Кронштадта, в котором и прослужил 53 года, до самой кончины.
С самого начала своего служения занимался частной благотворительностью, с 1880-х расширил её: основал «Дом трудолюбия» (работный дом с мастерскими), школу для бедных, женскую богадельню, детский приют. Богослужения в приходах Петербурга, совершаемые им по приглашению купечества, временами вызывали трения с местным духовенством, а также недовольство петербургского митрополита Исидора (Никольского).
Благотворительная деятельность
Рост известности и почитания Иоанна Кронштадтского привели к тому, что ему стали жертвовать большие денежные суммы — лично и почтовыми переводами. Крупные суммы (до 50 тыс. рублей) жертвовал отец Иоанн на строительство и поддержание благотворительных учреждений, школ, больниц, монастырей и храмов, жертвовал в благотворительные общества в том числе других конфессий (татарам, еврееям). О своей благотворительности отец Иоанн говорил так: «У Бога нет ни эллинов, ни иудеев. У меня своих денег нет. Мне жертвуют и я жертвую. Я даже часто не знаю, кто и откуда прислал мне то или другое пожертвование. Поэтому и я жертвую туда, где есть нужда и где эти деньги могут принести пользу». Секретарь отца Иоанна говорил, что за июнь 1895 г. им было послано по почте различным просителям 25 тысяч рублей, не считая личных жертв из рук в руки, сумму которых никто не знал, даже сам отец Иоанн.
С другой стороны, известность о щедрости Иоанна Кронштадтского привлекала к нему огромное число просителей — от простых нищих до богатых купцов, пришедших в отчаяние из-за критической ситуации (банкротство, проигрыш в карты и т. п.). Передвигался по Кронштадту отец Иоанн в сопровождении целой «армии» нищих, которым он раздавал милостыню дважды в день — утром и вечером. Перед раздачей толпа нищих распределялась на десятки, каждому из которых давался рубль, который далее разделялся на 10 человек. Этой суммы — 10 коп. утром и 10 коп. вечером — хватало, чтобы найти дневное пропитание и оплатить ночлег. Чем более он раздавал деньги, тем более ему жертвовали. По разным источникам, через руки отца Иоанна проходило от 150 тысяч[26] до миллиона рублей в год.
Церковь построенная в селе Сура о. Иоанном Кронштадтским. Фото 1986 г.
В 1891 году построил в родной ему Суре, представлявшей группу из 16 деревень, расположенных как по реке Пинеге, так и её притоку Суре, каменную приходскую церковь; в другой части села основал женский монастырь (Богоявленскую женскую общину).
К 1890-м в Кронштадте сложилась местная индустрия по обслуживанию значительного потока паломников, приезжавших в надежде на встречу с Иоанном. Ввиду физической невозможности уделить внимание всем желающим, Иоанн был вынужден нанять штат сотрудников (женщин-секретарей), ведавших отбором посетителей; в итоге, неизбежно, вокруг него сложился своеобразный бизнес, причём некоторые его секретари, беря себе в карман мзду за возможность визита, «сколотили себе небольшой капитал и снискали гнев тех, кто обращался к ним за содействием».
Многие «самовидцы» отмечали у о. Иоанна его голубые «пронизывающие насквозь собеседника» глаза: «Батюшка взглянул на меня каким-то особенным взглядом, который в редкие минуты мне удавалось наблюдать у него, — какой-то, если можно выразиться, потусторонний взгляд. Зрачки исчезали, и точно голубое небо смотрело из глаз, казалось, что и Батюшка исчезал и только один этот взгляд оставался».
Скончался в Кронштадте 20 декабря 1908 года, в 7 час. 40 мин. утра, на 80-м году жизни; не оставил духовного завещания и каких-либо денежных сбережений.
Мощи праведного Иоанна Кронштадского покоятся под спудом в Иоанновском монастыре на Карповке; здесь же находятся известная икона святого Иоанна с его епитрахилью и его облачения. Частица епитрахили имеется также в Троице-Измайловском соборе Санкт-Петербурга, в иконе, являющейся точным списком с монастырской иконы.
На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 7-8 июня 1990 года св. прав. Иоанн Кронштадтский был канонизован, и установлено совершать его память 20 декабря / 2 января - в день блаженной кончины святого праведника.
2 января. Иконы Божьей Матери "Спасительница утопающих".
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Спасительница утопающих» молятся о помощи от потопления на воде плавающих и от бури на море, обращаются те, которым приходится вручать себя во власть водной стихии.
В восьми верстах от города Новгорода-Северского, в Черниговской области, есть село Леньково, расположенное при реке Десне. В глубокой древности это селение было несколько ближе к городу. В нем существовал храм во имя Собора Пресвятой Богородицы, почему и доныне то место называется Богородичным. Во время польского нашествия при самозванце село Леньково и его церковь были совершенно опустошены. Во второй же половине XVII столетия все селение было перенесено на новое место. Построен был и новый храм, посвященный имени св. Архистратига Михаила. В нем и помещается чудотворная икона Богоматери. Предание говорит, что в этот храм икона Божьей Матери перенесена была из прежней Богородичной церкви. История явления и прославления этого образа передает следующее.
Против самой горы, на которой впоследствии выстроена была церковь, есть на реке Десне весьма опасный водоворот. Даже опытные пловцы с большими затруднениями могут переплыть эту пучину. Очень часто случалось, что в этот водоворот попадали огромных размеров баржи, нагруженные хлебом, и становились добычею бездны: круговращение воды своею стремительною силою увлекало их вместе с сопровождающими их людьми. И вот на этом опасном месте однажды обретена была икона Божьей Матери, приплывшая к берегу реки. Благоговейные верующие, узрев пречистый образ, взяли его и поставили сначала на горе, против гибельного места. Через некоторое время на этом месте и возник вышеупомянутый Богородичный храм. С тех пор пловцы по реке Десне обыкновенно останавливались у села Леньково, сходили на берег и заходили в Леньковский храм. После усердной молитвы перед образом Богоматери они бросали между собой жребий, кому оставаться на барже и плыть с нею через опасный водоворот. Остальные же его товарищи шли пешком по берегу реки до конца страшного места. И благоволение Божьей Матери, видимо, почило на опасном месте со времени построения вблизи его храма в честь Ее имени. Замечено было, что со времени явления иконы Богоматери несчастья с пловцами стали случаться редко, а впоследствии и совершенно прекратились.
До XVIII столетия икона была перенесена в Спасо-Преображенский монастырь, где и находилась до Октябрьского переворота 1917 года. Далее история умалчивает о судьбе чудотворного образа.
Среди всего окрестного населения Леньковская икона пользовалась большим почитанием, привлекая на поклонение Пречистой Деве множество верующих, в особенности тех, которым приходится часто вручать себя во власть водной стихии.
Образ Богоматери «Спасительница утопающих», прославившись и многими другими чудесами, стал почитаем не только в Чернигово - Северщине, но и далеко за ее пределами, особенно в больших портовых городах Русской земли.
22 мая 2003 года в день памяти Святителя Николая чудотворца состоялось освящение храма в честь иконы Божьей Матери «Нечаянная радость» - подворья Спасо-Преображенского монастыря в Новгороде-Северском. После освящения храма благочестивый христианин Сергей Вячеславович Бабушкин подарил настоятелю обители древний список (точный образ и подобие) с Леньковской иконы Божьей Матери.
Отреставрированный древний список Чудотворного образа "Спасительница утопающих" вновь вернулся на Новгород-Северскую землю, в стены Новгород-Северского Спасо-Преображенского монастыря. С возвращением иконы началось возрождение обители.
7 января. Рождество Христово.
Рождество Христово (в Русской православной церкви еже по плоти Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа;— один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения по плоти Иисуса Христа от Девы Марии.
Господь Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Октавиана Августа в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам; всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря.
В Вифлееме они не нашли ни одного свободного места в городских гостиницах. В известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, среди чужих людей, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства, родился Богочеловек, Спаситель мира.
Первым о рождении Спасителя в пещере упоминал живший во II веке святой Иустин Мученик, а во времена Оригена уже показывали пещеру, в которой родился Спаситель. После прекращения гонений на христиан, императором Константином Великим над этой пещерой был сооружен храм, о котором писал древний историк Евсевий.
Эта пещера, как считают многие авторы, находилась в горе, которая стала соотноситься с самой Богородицей, а пещера – с ее чревом, вместилищем Невместимого Бога. По другому толкованию, пещера понимается как темное место, означающее собою падший мир, в котором воссияло Солнце правды – Иисус Христос.
Звезда на месте предполагаемого Рождества Христова. Вифлеем
Звезда на месте предполагаемого Рождества Христова. Вифлеем
Безболезненно родившая Богомладенца Пресвятая Дева Сама, без посторонней помощи, «повит Его и положи в яслех» (Лк. 2: 7). Но среди полночной тишины, когда все человечество объято было глубочайшим греховным сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал ангел Господень и сказал: «Не бойтеся, се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем. Яко родися вам днесь Спаситель, иже есть Христос Господь, во граде Давидове» (Лк. 2: 10–11), и смиренные пастыри первыми удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до «рабия зрака». Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам-звездословцам: по объяснению святых отцов, звезда, среди прочего, являлась воплощением ангельской силы[1]. В лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого, преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком. Войдя в храмину, где был Младенец, волхвы «падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары: злато, и Ливан, и смирну» (Мф. 2: 11).
Двенадцать праздничных дней между Рождеством 7 января и Крещением 19 января. Святки - две недели зимних праздников, начинавшиеся в Рождественский сочельник и продолжавшиеся до Крещения 19 января. Это всегда был основной зимний праздник на Руси. В Святки все 12 дней никто не брался ни за какую работу, боясь несчастья.
Это время, когда жизнь переворачивается, когда можно делать всё, что запрещается во всякое другое время, например гадать. Святки- это 'святые дни'. На святки славили, прославляли Христа, Новый год, будущий урожай, поздравляли друг друга, всем родным, знакомым, соседям желали здоровья, счастья, всего наилучшего. Святки - самый веселый крестьянский праздник. По поверьям, с началом Святок с того света возвращаются души умерших, начинаются потехи нечистой силы и ведьм, которые справляют шабаш и веселятся с нечистыми. В святочный период проходил Коляда, который был у древних славян праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года. В ночь на Коляду жгли костры (зажигали древним способом священный огонь, который горел 12 дней), вокруг плясали, с приговорками с гор скатывали горящее колесо. Молодежь, разодетая в новые рубахи, чтобы избежать неурожая, собравшись в избе, плясала, слушала сказки, перекидывалась загадками, а главное - рядилась. Ряженье служит символом обновления природы. По домам в вечернее время и по ночам ходили ряженные - колядующие, специально для того чтобы получить от хозяев обрядовую пищу и высказать им благожелания в наступающем году, достаток семьи в будущем году, считалось, напрямую зависел от степени одарения колядующих.
Коляда праздновался в зимние святки с 25 декабря (поворот солнца на весну) по 5-6 января.
«Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда была божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в ее честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что Коляда признавалась славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи».
Это время, когда жизнь переворачивается, когда можно делать всё, что запрещается во всякое другое время, например гадать. Святки- это 'святые дни'. На святки славили, прославляли Христа, Новый год, будущий урожай, поздравляли друг друга, всем родным, знакомым, соседям желали здоровья, счастья, всего наилучшего. Святки - самый веселый крестьянский праздник. По поверьям, с началом Святок с того света возвращаются души умерших, начинаются потехи нечистой силы и ведьм, которые справляют шабаш и веселятся с нечистыми. В святочный период проходил Коляда, который был у древних славян праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года. В ночь на Коляду жгли костры (зажигали древним способом священный огонь, который горел 12 дней), вокруг плясали, с приговорками с гор скатывали горящее колесо. Молодежь, разодетая в новые рубахи, чтобы избежать неурожая, собравшись в избе, плясала, слушала сказки, перекидывалась загадками, а главное - рядилась. Ряженье служит символом обновления природы. По домам в вечернее время и по ночам ходили ряженные - колядующие, специально для того чтобы получить от хозяев обрядовую пищу и высказать им благожелания в наступающем году, достаток семьи в будущем году, считалось, напрямую зависел от степени одарения колядующих.
Первые дни Святок, как правило, предназчались для того, что попроведовать родителей, старых. Сделать подарки сиротам и бедным, посетить тюрьмы и остроги. С собой всегда несли особые святочные угощения: сбитень, ореховое печенье, маковник, шарики из сладких крошек, кутью на молоке и сливочном масле
Церковная и языческая традиции празднования Святок пересекаются в обычаи «смотрин» и «ярмарок невест». В святочные дни одинаково популярными были как всевозможные гадания, ворожба, так и различные игры, хороводы, светские «вечера».
Последние дни Святок были посвящены подготовкой к другому двунадесятому празднику – Крещению Господня. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее кристаллами изо льда, лентами и деревянными узорами.
«Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда была божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в ее честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что Коляда признавалась славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи».
8 января. Собор Пресвятой Богородицы.
14 января. Обрезание Господне.
Господь наш Иисус Христос, по истечении восьми дней от рождения, соизволил принять обрезание. С одной стороны он принял его для того, чтобы исполнить закон: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков, — сказал Он, — не нарушить пришел Я, но исполнить" (Мф. 5:17);
18. Крещенский сочельник. 19. Богоявление. Крещение Господне. 20. Собор Иоанна Предтечи. 25. Мученицы Татианы.
На следующий день после праздника Рождества Христова, Православная Церковь с хвалебными и благодарственными песнями обращается к Богоматери, ставшей избранным орудием Промысла, рождшей Спасителя. Это собрание верующих было названо собором Пресвятой Богородицы.
Установление этого празднования относится к древним временам Христианской Церкви. Уже Епифаний Кипрский († 402), а также святой Амвросий Медиоланский и блаженный Августин в своих поучениях на праздник Рождества Христова соединяли хвалу рождшемуся Богочеловеку с хвалой рождшей Его Деве. Указание на празднование собора Пресвятой Богородицы на следующий день по Рождестве Христовом можно найти в 79 правиле 6 Вселенского Собора, состоявшегося в 691 году.
Здесь слово "собор" надо понимать не в смысле "храм", а в значении "сообщество", "собрание". Собором этот день, как и другие подобные дни, называется потому, что в отличие от отдельных праздников в честь Пресвятой Богородицы, в этот день совершается общее (соборное) празднование в честь Богородицы. Еще древние христиане имели обычай собираться в этот день в храмах для прославления Богоматери.Господь наш Иисус Христос, по истечении восьми дней от рождения, соизволил принять обрезание. С одной стороны он принял его для того, чтобы исполнить закон: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков, — сказал Он, — не нарушить пришел Я, но исполнить" (Мф. 5:17);
18. Крещенский сочельник. 19. Богоявление. Крещение Господне. 20. Собор Иоанна Предтечи. 25. Мученицы Татианы.
ПРАЗДНИКИ ФЕВРАЛЯ: 6. Блаженной Ксении Петербургской. 7. Иконы Утоли моя печали. 8-14. МАСЛЕНИЦА. 9. Святителя Иоанна Златоуста. 12. Трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. 13-19. Митаря и фарисея. 14. Сплошная седьмица. 15. Сретение Господне. 25. Иверской иконы Божией Матери. 26. Вселенская родительская мясопустная суббота 28. Седьмица сырная-масленица(28 февраля – 6 марта).
ПРАЗДНИКИ МАРТА: 6. Неделя сыропустная. 7. ПОСТ. 7 марта - 23 апреля. 9. Обретение главы Иоанна Предтечи. 15. Божия Матерь Державная. 19. 26. День поминовения усопших. 22. Святых сорока мучеников Севастийских. 27. Федоровской иконы Божьей Матери.
ПРАЗДНИКИ АПРЕЛЯ: 2. День поминовения усопших. 7. Благовещение Пресвятой Богородицы. 8. Собор Архангела Гавриила. 16. Лазарева суббота. 17. Вербное Воскресенье — Вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим. 24. ПАСХА. 24-30. Пасхальная(светлая) седьмица. 26. Иверской иконы. 29. Иконы божей матери «Живоносный источник».
ПРАЗДНИКИ МАЯ: 2. Матроны Московск. 3. Радоница. 6. Георгия Победоносца. 9. Поминовение усопших воинов. 14. Блгв. Тамары. 15. Бориса и Глеба. 18. Мученицы Ирины. Иконы «Неупиваемая Чаша». 21. Иоанна Богослова. 22. Николая Чудотворца. 24. Кирилла и Мефодия. 31. Святых отцов 7-ми Вселенских Соборов.
ПРАЗДНИКИ ИЮНЯ: 2. Вознесение Господне. 3. Владимирской иконы Божьей Матери. 6. День всех святых. 7. 3-е обретение главы Иоанна Предтечи. 11. Троицкая родительская суббота. 12. Троица. Пятидесятница. 13. День святого духа. 13-19. Троицкая седьмица. 19. Неделя всех святых. 20. Петров пост (20июня-11июля). 24. Иконы Божией Матери «Достойно есть».
ПРАЗДНИКИ ИЮЛЯ: 1. Иконы Божьей Матери «У источника», иконы Богородицы «Московская» и Боголюбской иконы Божьей Матери. 6. Владимирской иконы Божьей Матери. 7. Рождество Иоанна Предтечи. 9. Тихвинской иконы Божьей Матери. 12. Апостолов Петра и Павла. 13. Собор 12-ти апостолов. 15. Положение ризы Богородицы. 17. Святых царственных мучеников. 18. Сергия Радонежского. 21. Казанской иконы Божьей Матери. Иконы Троеручица. 23. Положение ризы Господней в Москве. 24. Княгини Ольги. 28. Князя Владимира.
ПРАЗДНИКИ АВГУСТА: 1. Серафима Саровского. 2. Пророка Илии. 4. Марии Магдалины. 5. Почаевской иконы Божьей Матери. 6. Бориса и Глеба. 7. Праведной Анны - матери Богородицы Девы Марии. 9. Целителя Пантелеймона. 10. Иконы Умиление. 14. Происхождение древ Креста Господня. 14. Успенский пост (14-27 августа). 19. Преображение Господне. 28. Успение Пресвятой Богородицы. 31. Иконы Всецарица.
ПРАЗДНИКИ СЕНТЯБРЯ: 8. Владимирской иконы Божьей Матери. 11. Усекновение главы Иоанна Предтечи. 17. Иконы Неопалимая купина. 21. Рождество Пресвятой Богородицы. 27. Воздвижение Животворящего Креста Господня. 29. Иконы Призри на смирение. 30. Мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
ПРАЗДНИКИ ОКТЯБРЯ: 3. Иконы Помощница в родах. 8. Преподобного Сергия Радонежского. 9. Преставление Иоанна Богослова. 14. Покров Пресвятой Богородицы. 19. Ап. Фомы. 25. Иерусалимской иконы божьей матери. 26. Иверской иконы Божией Матери. 28. Иконы Спорительница хлебов.
ПРАЗДНИКИ НОЯБРЯ: 4. Казанской иконы Божьей Матери. 5. Дмитриевская родительская суббота. 6. Иконы «Всех скорбящих радосте». 8. Великомученика Дмитрия Солунского. 21. Собор Архистратига Михаила, Архангелов Гавриила, Рафаила и других Небесных бесплотных Сил. 22. Иконы «Скоропослушница». 26. Святителя Иоанна Златоуста. 28. Святых мучеников Гурия, Самона и Авива. 28. Рождественский пост (28 ноября – 6 января 2012).
ПРАЗДНИКИ ДЕКАБРЯ: 4. Введение во храм Пресвятой Богородицы. 6. Александра Невского. 10. Иконы «Знамение». 13. Апостола Андрея Первозванного. 17. Великомученицы Варвары. 19. Святителя Николая Чудотворца.
22. Иконы «Нечаянная Радость».
http://pravkniga.ru/molitvabogorod.html
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=blogcategory&id=220&Itemid=257
http://pravkniga.ru/molitvabogorod.html
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=blogcategory&id=220&Itemid=257
Комментариев нет:
Отправить комментарий