Жизнь это - мгновения, промежутки. Ночь ушла, солнце скоро взойдет. Сделайте эти промежутки настолько прекрасными насколько это возможно - наполненными молчанием, наполненными благодарностью к существованию, которое дало вам шанс, благодарностью по отношению ко всем тем, кто вам помог. И ждите.


19 декабря 2016 г.

Как снимали фильм «Вокзал для двоих»

http://www.shanson.org/blog/2016/11/04/kak-snimali-film-vokzal-dlya-dvoix/
http://rnbee.ru/post-group/kak-snimali-film-vokzal-dlya-dvoix/
http://www.e-reading.club/chapter.php/49787/33/Ryazanov_-_Nepodvedennye_itogi.html

Как снимали фильм "Вокзал для двоих"
«Вокзал для двоих» — третий фильм Эльдара Рязанова о любви. Им как бы замыкается трилогия, в которую входят «Ирония судьбы» и «Служебный роман»».
Рязанов вместе со своим соавтором Эмилем Брагинским создали особый жанр отечественной кинокомедии – «смешные невеселые истории» (так назывался сборник их сценариев). Герой и героиня поначалу чужды друг другу, что не сулит особого веселья. Затем противники постепенно сближаются. Сближение изобилует смешными перипетиями, порой – трагикомическими. «Вокзал для двоих» создан по этому же рецепту. От других «невеселых историй» он отличен тем, что тут, скорее, больше слез, чем смеха.
– «Вокзал для двоих» снимался тяжело, – рассказывал Эльдар Рязанов. – Там произошла такая история. Сначала мы написали сценарий в немножко облегченной манере. Но так сложилось, что уходила зима, и нам нужно было снять сначала финал – кадры в колонии, в лагере. Они наложили очень сильный отпечаток на все то, что было затем нами написано. Это очень странная картина, потому что она снималась начиная с финала. Бегство по снегу, эта изба – все было снято вначале. Но работали мы легко и с удовольствием.»
– В тот момент, – вспоминает оператор Вадим Алисов, – произошел забавный случай, связанный с погодой. Заключительную сцену, когда главные герои опаздывают на тюремную поверку, сначала хотели снимать в мрачную, пасмурную погоду. Ведь в тот момент, когда они бегут в лагерь, у зрителя вроде бы должно быть невеселое настроение, потому что если главный герой не успеет к определенному времени, ему грозит еще больший срок. Но когда мы выехали на съемки, светило солнце, и Рязанов решил снимать сцену при ясной погоде. В результате, как мне кажется, изменился смысл и настроение всего фильма: появилась какая-то надежда, связанная с дальнейшей судьбой героев. Интересно, что актеры бежали тогда по снежной дороге, а я и операторская группа сидели в санках, которые везти надо было очень быстро. В эти санки впрягался даже сам Рязанов.
Как снимали фильм "Вокзал для двоих"
«Лагерные» эпизоды снимали под Москвой, в Икшинской колонии усиленного режима для несовершеннолетних преступников. Поначалу заключенные относились к Олегу Басилашвили, которому по сценарию надо было играть одного из них, неприязненно и даже враждебно. Но актеру, который с искренним сочувствием отнесся к отбывающим наказание преступникам, в конце концов, удалось расположить их к себе. Участники киногруппы «Вокзала для двоих» впоследствии вспоминали, что во время съемок в столовой Басилашвили тайком от надзирателей делился своей «пайкой» с арестантами, которые присутствовали в кадре в качестве массовки.
Иногда он проводил с зэками по двенадцать часов в день. Один из заключенных, пользуясь знакомством с актером, попросил произнести в фильме его фамилию.
– Да, жизнь артиста порой предполагает неожиданные повороты, – вспоминает Басилашвили. – Во время съемок меня консультировал известный авторитет Онофренков. Мы пили водку, и он учил меня, как выглядят и ведут себя люди в зоне. В конце этого «курса» у него была только одна просьба: увековечить его в картине. Я долго думал, как это сделать, и придумал. Помните, когда Гурченко приезжает ко мне на свидание в зону и утром трясет и пытается меня разбудить, а я не могу проснуться и сквозь сон произношу фразу: «Онофренков, кончай!» Так я увековечил своего «наставника».
Говорят, что в свое время Эльдар Рязанов дал Басилашвили расписку, что будет снимать его в каждом своем фильме.
– У нас были очень теплые товарищеские отношения с Эльдаром Александровичем, и такая расписка действительно существовала, – уверяет Басилашвили. – Хотя Эльдар Рязанов в работе вовсе не добродушный толстячок: он жесткий, прагматичный человек, и все такие расписки – ерунда. И если актер не «вписывается» в концепцию фильма, то никакая расписка не поможет. А вот сценарий «Вокзала для двоих» писался на меня. Кстати, и в «Иронии судьбы» роль Ипполита, которую сыграл Юрий Яковлев, должен был играть я. Однако в это время у меня умер отец. Мать осталась одна… Но если вы внимательно еще раз пересмотрите «Иронию судьбы», то увидите, что на пианино у главной героини стояла фотография моя, а не Яковлева. И Мягков именно мое фото рвал с таким удовольствием.
Работа Рязанова с актёрами достойна высших похвал — нет утрированного женского героизма и мужества у Гурченко, она точно и умно сыграла провинциальную официантку, не придав её персонажу ничего лишнего; нет деланного благородства Басилашвили, которое ранее вызывало сомнения, он подробно изобразил нам городского человека, связанного с искусством, с определёнными нравами, характерными чертами, со своими плюсами и минусами. Михалков тоже крайне порадовал — его образ болванчика-мужичка не вызывает никаких претензий.
Режиссёр ведёт повествование на редкость мастерски — плавно, подробно, выстроено, вложив в картину все свои результаты исследований души современного человека.
Его наблюдательность и жизненный опыт мы видим и слышим каждую секунду — в движениях героев, в их диалогах, интонациях, психологии, реакции.
Как снимали фильм "Вокзал для двоих"
Мы слышим изумительную по точности и натуралистичности работу звукорежиссёра, во время просмотра нет никакого чувства, что фильм озвучивался в студии с микрофонами.
Впечатляющая по созданию ощущения естественности происходящего и присутствия зрителя по ту сторону экрана операторская работа — не более 2-х камер, без всяких рельсов для камеры и прочей техники, создающей плавность движения камеры, обычная съёмка с пошатыванием камеры от шагов, будто ты ходишь рядом и смотришь на всё действо.
С выбором названия для своей картины Эльдар Рязанов попал в самое яблочко.
Дело в том, что изначально русское слово «вокзал» имело совершенно иное значение, нежели сейчас. Оно происходит от французского Voux salle и в дословном переводе означает «салон мадам Вокс» (эта женщина была хозяйкой очень известного учреждения, в котором гостей развлекали музыкой и изысканной едой).
В 1838 году на конечной станции Царскосельской железной дороги тоже был построен концертный зал с рестораном, который, естественно, нарекли «вокзалом». Со временем так стали именовать комплексы для обслуживания пассажиров.
Однако в фильме Рязанова все вернулось к далеким истокам, так как завязка истории происходит не где-нибудь, а именно в станционном ресторане. И здесь же главный герой развлекает публику игрой на пианино, зарабатывая таким образом себе на пропитание.
В сюжете были использованы две реальные истории.
Первый случай произошел с Микаэлом Таривердиевым. Известный композитор однажды позволил сесть за руль своей машины знакомой актрисе, у которой, как оказалось, не было достаточно опыта для управления автомобилем. В результате произошло ДТП, в котором пострадал пешеход. Таривердиев взял на себя вину за случившееся, после двух лет судебных разбирательств его оправдали.
Второе происшествие — не такое драматичное, а скорее забавное — имело место в 1953 году. Поэт Ярослав Смеляков (автор стихотворения «Хорошая девочка Лида», которое звучит в комедии Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»), отбывавший срок в лагере, «заглянул на огонек» к своим знакомым – будущим известным сценаристам Валерию Фриду и Юлию Дунскому, которые находились на поселении неподалеку. Наутро после совместного застолья приятели не проснулись вовремя и проспали подъем. Чтобы Смеляков не опоздал к утренней поверке и не заработал суровое наказание за неявку, Фриду с Дунским пришлось тащить ослабевшего к концу пути друга на себе до самых ворот лагеря.
Как снимали фильм "Вокзал для двоих"
Действие фильма происходит в вымышленном городе Заступинске, в котором главный герой отстает от своего поезда из-за разборок в вокзальном ресторане. Любопытно, что этот провинциальный городок снимался Рязановым в двух столицах.
Уличные сцены запечатлены в тихих ленинградских переулках. А вот заступинский вокзал снимали в Москве, но делать это пришлось в двух разных местах.
Ресторанные эпизоды снимались на Рижском вокзале, который был и остается одним из самых малолюдных в Москве. Построенный в 1901 году, он выполнен в старинном русском стиле и состоит как бы из трех теремов.
Сцены фильма, в которых действие происходит на железнодорожной платформе, пришлось снимать совсем в другом месте – на расположенной в черте города Москвы станции «Лосиноостровская».
Дело в том, что по сценарию нужно было показать движение проходящих поездов, тогда как Рижский вокзал является «тупиком» и не годится для этой цели.
— В фильме использовался телевизор фирмы Sony и один из первых видеомагнитофонов стандарта VHS японской компании Japan Victor Company (JVC), модели HR-3300. Героиня Мордюковой («Дядя Миша») демонстрирует видеомагнитофон на записи выступления мозамбикского певца Африка Симона. Играет песня Hafanana.
— Фотография покойного мужа «Дяди Миши», висящая на стене, это Вадим Спиридонов в роли Фёдора Савельева из кинофильма «Вечный зов».
— На станции «Лосиноостровская» Рязанов снимал не только несколько эпизодов фильма «Вокзал для двоих», но и некоторые сцены «Служебного романа».
— Эльдар Рязанов, как обычно, в «Вокзале для двоих» снялся в небольшой роли. Режиссер сыграл роль заместителя начальника вокзала, к которому на перроне обращается отставший от поезда Платон. Именно его персонаж произносит сакраментальную фразу: «Железная дорога – это точность, комфорт и чистота».
Фильм вышел на советские экраны 11 февраля 1983 года.
В 1983 году на Всесоюзном кинофестивале в Риге фильм «Вокзал для двоих» был удостоен приза за лучшую женскую роль (Людмила Гурченко) и приза за лучшую режиссуру (Эльдар Рязанов), на Каннском фестивале картина участвовала в основной конкурсной программе, и Эльдар Рязанов стал одним из соискателей «Золотой пальмовой ветви». В 1984 году лента была отмечена призом кинокритиков Польши «Варшавская сирена» в категории «Лучший зарубежный фильм».
В 1983 году Вокзал для двоих по результатам опроса читателей журнала «Советский экран» был назван лучшим фильмом года, а Людмила Гурченко — лучшей актрисой года.
Как снимали фильм "Вокзал для двоих"
___________________
По материалам:
www.vokrug.tv
http://1001material.ru 
http://ussr-kruto.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий