Volkswagen Kübelwagen (кюбельваген)
В большой истории всегда найдутся маленькие пробелы. Кроме самого распространенного варианта с закрытым двухдверным кузовом существовало еще множество других «Жуков».
Экспериментальный образец фургона, датированный концом 30-х годов. Когда в 1934 году Фердинанд Порше получил заказ на будущий бестселлер, никакие модификации не оговаривались. Проектируемый «народный автомобиль» должен был вмещать двух взрослых и троих детей, разгоняться до 100 км/ч и стоить не более 1000 рейхсмарок. Все остальное отдавалось на откуп главному конструктору. Но уже первые опытные образцы 1936 года могли похвастать разнообразием кузовов — двухдверный седан и кабриолет. Их собрали в большом гараже загородного дома семьи Порше в Штутгарте по привычной тогда технологии: деревянный каркас и алюминиевые кузовные детали. В 1937-м на прототипах применили уже цельностальные кузова несущего типа с усиленным днищем — они были намного легче. Годом позже предсерийную партию из 30 экземпляров изготовило кузовное ателье Reutter из Штутгарта — они предназначались для выставок, пробегов и прочих демонстрационных мероприятий.
Между тем на свет появился кабриолет, именовавшийся как Porsche Typ 60. Модификация планировалась как люксовая, поэтому на приборной панели предполагалось штатно размещать такую весьма дорогостоящую по тем временам опцию, как радиоприемник.
Постоянный дефицит бензина в стране заставил конструкторов задуматься о модификациях, работающих на альтернативных видах топлива. Так появились газогенераторные Typ 230 и Typ 92, работавшие на древесных чурках. Установка по переработке древесины в газ не только занимала весь багажник, но и выступала наружу, зато автомобиль не расходовал столь дефицитный бензин. Специально для перемещения вне дорог Порше разработал «геленделимузин» с приводом на все колеса — Porsche Typ 60, первый опытный образец которого был готов в 1943 году. Тогда же были построены фургон и пикап, но потом уже стало не до них.
Первые шесть серийно выпущенных в 1939-м оду Volkswagen были окрашены в черный цвет. Но поскольку время было уже военное, их фары имели светомаскировку. К концу 1941 года был собран в общей сложности 41 автомобиль. Всех их отдали вовсе не народу, а чиновникам. Война набирала обороты, производство заморозили, и завод переключили на выпуск армейских вездеходов и амфибий.
Амфибия на базе Жука была создана по заказу германских спецслужб. Плавающий автомобиль Volkswagen Typ 166 имел полный привод. Амфибия изготавливалась с осени 1942 года до лета 1944 года. Мысль о возможности военного использования «Жука» появилась у Фердинанда Порше еще в 1934 году, а 1 февраля 1938 года управление по делам вооружений сухопутных войск выдало заказ на постройку прототипа легкого армейского автомобиля. Спустя девять месяцев Порше представил вермахту Kubelsitzwagen, рассчитанный на перевозку четырех солдат с вооружением. Впоследствии он получил укороченное название Kubelwagen — сейчас многие считают, что его так назвали из-за формы кузова, напоминающей ковш или лоханку, но это неправильно. Испытания показали, что, даже несмотря на отсутствие полного привода, по проходимости он значительно превосходил все остальные легковые автомобили вермахта. Он был прост в обслуживании и эксплуатации, а также относительно дешев в производстве.
Прототип армейского автомобиля, максимально унифицированный по механической начинке с гражданской моделью KdF-Wagen, был разработан на заводе Volkswagen в 1938 году (первый прототип был сконструирован Ф. Порше ещё в 1936 г.) и получил обозначение KdF Тур 62 илиVW Тур 62. В том же году были собраны первые 30 автомобилей. После испытаний и доработок прототип получил новое обозначание KdF Typ 82 или VW Typ 82. В серийное производство пошёл с ноября 1940 года, в вермахте был стандартизирован как Kfz.1. Автомобиль отличался от гражданской модели специальным облегченным открытым 4-дверным кузовом с плоскими панелями, задними колёсными редукторами, межколёсным самоблокирующимся дифференциалом, увеличенным до 290 мм клиренсом, 16-дюймовыми колёсами (в версии для африканской пустыни — с большей шириной протектора).
Кузов был собран из тонких жестяных, продольно усиленных листов, имел складное лобовое стекло и брезентовую откидную крышу. Названием Kübelwagen или Kübelsitzwagen обозначались не только VW Typ 82. Это общее название для армейских автомобилей открытого типа, на начальном этапе при проектировании которых, из-за необходимости как можно больше облегчить и упростить конструкцию, отказывались от дверей или заменяли их, как и крышу, на брезентовые, сиденья же, для большей безопасности, устанавливали глубокие — «лоханки» (Kübelsitz). В дальнейшем, несмотря даже на некоторые различия в конструкциях, а также наличие или отсутствие сидений-«лоханок», название Kübelwagen закрепилось за всеми автомобилями этого типа.
VW Typ 82 использовались во всех войсках Германии до окончания Второй мировой войны для перевозки личного состава, подвоза боеприпасов и топлива, эвакуации раненных и в качестве передвижной мастерской. На базе VW Typ 82 было создано более 30 модификаций многоцелевых автомобилей.
В марте 1943 года на «кюбельваген» начали устанавливать 25-сильный двигатель рабочим объёмом 1130 см³. Всего до лета 1945 года было выпущено 50 435 «кюбелей», что сделало Kfz.1 и его модификации самыми массовыми лёгкими автомобилями в вермахте и Ваффен-СС Третьего рейха. На заднеприводном шасси типа «82» в 1943-45 гг. выпускали также штабной автомобиль VW Typ 82E и автомобиль для войск СС Typ 92SS с закрытым кузовом от довоенного KdF-38 (всего произведено 667 ед.). Кроме того, выпускался полноприводный штабной автомобиль VW Typ 87 (в 1942-44 гг. произведено 564 ед.) с трансмиссией от массовой армейской амфибии VW Typ 166 (Schwimmwagen) (в 1942-44 гг. произведено 14283 ед.).
По удобству Kubelwagen не имел равных: независимая подвеска на торсионах хорошо «проглатывала» неровности дорог, а руль был очень легким. Достоинства автомобиля оценили и противники немцев: трофейные Kubelwagen использовались и войсками союзников, и Красной Армией. Особенно его полюбили американцы, которые выменивали у французов и британцев джипы Willys MB на трофейные немецкие Kubelwagen, причем по курсу 3:1 — три «Виллиса» за один «Кюбель»!
Съемный полугусеничный движитель улучшал проходимость
Комментариев нет:
Отправить комментарий