Жизнь это - мгновения, промежутки. Ночь ушла, солнце скоро взойдет. Сделайте эти промежутки настолько прекрасными насколько это возможно - наполненными молчанием, наполненными благодарностью к существованию, которое дало вам шанс, благодарностью по отношению ко всем тем, кто вам помог. И ждите.


29 апреля 2012 г.

Пропорции

В течение многих столетий художники пытались найти и отобразить идеальное соотношение частей тела человека. В целом, средний рост мужчины или женщины составляет семь размеров головы. Однако, если рассмотреть изображение в двумерной плоскости фигуры, высота которой составляет семь размеров головы, то она покажется далекой от идеальной. Сравните изображения одной и той же женщины, представленные на рис. 3.1 и 3.2. Представленная на рис. 3.2 модель, рост которой равен восьми размерам головы, кажется более стройной и изящной.

Рис. 3.1. Как правило, высота фигуры составляет семь размеров головы


Рис. 3.2. Фигура, высота которой составляет восемь размеров головы, кажется более соразмерной
Если вашей задачей является создание и анимация идеального мужчины или женщины, то рост модели должен составлять восемь размеров ее головы. При использовании двухмерных или трехмерных шаблонов, сначала соответствующим образом измените их пропорции, и только после этого пользуйтесь ими в качестве руководства. Если же вы планируете создать карикатуру, постарайтесь сделать голову непропорционально большой так, чтобы высота фигуры составляла только пять или шесть размеров головы. Суперменов часто изображают очень высокими, с небольшой головой.
Иногда художник изображает модель с учетом того, каким образом она будет рассматриваться. Превосходным примером является скульптура Давида, созданная Микеланджело. Поскольку размеры статуи очень велики и рассматривать ее нужно, подняв глаза, Микеланджело благоразумно вылепил голову чрезмерно большой, зная, что при рассмотрении в перспективе она будет выглядеть нормальной.
На рис. 3.3 показана средняя ширина плеч женщины и высота ее туловища. Ширина плеч женщины составляет две целых и две третьих ширины головы. Ширина плеч мужчины составляет три ширины головы, как показано на рис. 3.4. Высота туловища и мужчины, и женщины, начиная от макушки и до промежности, составляет приблизительно четыре высоты головы.

Рис. 3.3. Ширина плеч и высота туловища женщины

Рис. 3.4. Ширина плеч и высота туловища мужчины
Несмотря на то, что вначале пропорции фигуры человека легче определять в соответствии со сделанными измерениями, в дальнейшем для определения соразмерности лучше полагаться на свои собственные глаза и суждение. Со временем вы научитесь оценивать пропорции в соответствии с собственным здравым смыслом и не будете тратить время, измеряя фигуру человека линейкой.
В начале профессиональной деятельности научное знание анатомии и пропорций тела человека будет полезным, но если следовать им безоговорочно, то это станет препятствием на пути к созданию “живых” фигур.
Прилагайте усилия для создания реалистичных моделей, постигая все секреты создания их структуры, и постепенно развивайте собственный стиль. Когда художники отступают от традиционных способов представления, проявляется индивидуальность их работ, и они становятся более интересными.

Скелет

Скелет является каркасом, на который накладываются мышцы, сухожилия, жир и кожа. Образование формы тела начинается со скелета. Именно скелет задает пропорции тела. Скелет можно сравнить с каркасной конструкцией дома. Он защищает и поддерживает то, что находится внутри (жизненные органы) и одновременно служит фундаментом внешних частей, таких как мышцы, жир и кожа.
Внутренняя скелетная структура также влияет на внешние контуры фигуры. Этому моменту требуется уделять повышенное внимание, поскольку в некоторых местах кости менее отчетливы. На рис. 3.5 и 3.6 проиллюстрированы некоторые части тела, в которых кости хорошо заметны.

Рис. 3.5. Некоторые видимые кости

Рис. 3.6. Некоторые части спереди и сзади тела, кости в которых видимы
Не изучив строения скелета, будет тяжело создавать модели реалистичных форм. Без этого фигура не будет иметь присущих ей очертаний. В качестве примера можно привести картину Микеланджело Вселенский Суд, на которой изображена его собственная снятая кожа, которую держит Святой Варфоломей (рис. 3.7). Это яркий пример тела, лишенного скелета.

Рис. 3.7. Изображение Святого Варфоломея, держащего в руках снятую кожу (фрагмент картины Микеланджело “Вселенский Суд”)
Художественное изучение скелета гораздо проще медицинского. Учащиеся, которые не хотят уделять должного внимания изучению скелета или вообще игнорируют его, при моделировании тела человека ограничивают себя простым отображением выпуклостей и впадин. Не зная основополагающей конструкции, предназначения, пропорций и важности скелета, начинающие специалисты трехмерного моделирования часто трактуют его как просто один из составляющих факторов, изменяющих контуры тела.
Опытный специалист по трехмерному моделированию понимает важность отображения основополагающей структуры. Необходимо четко представлять, что составляющие тела можно распознавать по крупным частям скелета. Опытный аниматор понимает, что все движения берут свое начало в скелете, который и поддерживает, и приводит в движение мускулатуру.
На рис. 3.8 продемонстрированы различные виды скелета. Его основными составляющими являются череп, позвоночник, ребра, плечо, таз, рука и нога.

Рис. 3.8. Виды скелета

Череп

Череп состоит из двадцати двух костей. На рис. 3.9 продемонстрировано несколько видов черепа, на которых обозначены наиболее рельефные кости. Стандартный метод относительных измерений тела заключается в использовании высоты черепа.

Рис. 3.9. Виды черепа
Единственной мобильной костью черепа является челюстная кость (нижняя челюсть). Остальные кости черепа жестко связаны друг с другом. Череп можно подразделить на две части: черепную коробку, в которой заключен мозг, и кости лица.
В передней части черепной коробки располагается лобная кость. Она придает форму бровям, а также служит защитной кривой над глазами.
Другими основными костями, видимыми на облеченном плотью человеке, являются: надбровная кость или надбровный гребень, собачья ямка (полость ниже глазницы), нижний гребень носовой кости, скуловая кость или скула, нижняя челюсть или челюстная кость.
Для учащихся трехмерному моделированию изучение черепа будет очень полезным. Поскольку слои мышц и жира, располагающиеся поверх черепа, являются относительно тонкими, то структура костей на черепе видна гораздо лучше, чем на других частях тела (рис. 3.10).

Рис. 3.10. Череп оказывает первоочередное влияние на форму головы
Отрывок из книги
Трехмерное (3D) моделирование и анимация человека + CD, 2 издание
Питер Ратнер
Компьютерное издательство "Диалектика", 2005г.



Леонардо да Винчи сказал: “Расхождение теории с практикой является полной неудачей ”. Хотя данная книга считается практическим руководством, в ней есть определенные, касающиеся анатомии, посылки, которые следует рассмотреть более тщательным, аналитическим образом. Несмотря на то, что в данной главе обсуждаются вопросы анатомии, она не претендует на то, чтобы считаться полным учебным пособием по этому предмету. Вопросам анатомии посвящено множество отдельных книг, которые могут послужить более подходящим руководством для серьезных студентов, желающих углубленно изучить данный предмет.
Учащиеся художественных специальностей должны понимать, что рисунок, скульптура и трехмерное моделирования тела человека требуют знания анатомии. Следствием недостаточных познаний в данной области является создание непропорциональных и искаженных фигур. Очень часто это можно наблюдать в изображениях, созданных начинающими художниками, когда руки и ноги выглядят как бесформенные сосиски, без соблюдения каких-либо пропорций, а модель в целом выглядит так, как если бы она была составлена из отдельных, не связанных друг с другом кусочков.
Многие люди интересуются, почему художники так часто обращаются к изображению обнаженных фигур. Ответ очень прост. Одежда скрывает цельность фигуры. В первую очередь необходимо четко представлять концептуальное строение тела человека, а уж потом беспокоиться обо всех складках и деталях одежды. Это утверждение справедливо и для анимации. Для начала учащимся будет полезнее увидеть, каким образом двигается тело, а уже потом переходить к рассмотрению действия мышц и костей в “задрапированном” виде. При анимации самой одежды возникают дополнительные сложности, но они будут рассмотрены позднее.

Комментариев нет:

Отправить комментарий