Случилось это в 1958 году. Александр Серый пришел на одну из вечеринок в ресторан со своей любимой девушкой. Во время бурного застолья он приревновал свою даму сердца к молодому архитектору, который без стеснения оказывал его девушке знаки внимания. Завязалась драка, в результате которой архитектор оказался на всю жизнь инвалидом, а будущий сценарист вместо защиты диплома попал за решетку. Вот что рассказывал о тех событиях Георгий Данелия: «Из-за своего несдержанного и ревнивого нрава Саша оказался в тюрьме. Кстати, с легкой руки Ивана Пырьева Александра Серого называли «Мосфильмовский Отелло». За драку ему дали 8 лет, но вышел он досрочно, через четыре года, не имея ни денег, ни работы. Мы с ним дружили, вместе учились ещё на Высших режиссёрских курсах, поэтому я ему предложил: пишу сценарий и становлюсь художественным руководителем картины, а снимает он. На том и порешили». Кстати сказать, та самая девушка, из-за которой началась роковая драка, не только дождалась своего горячего жениха, но и затем вышла за него замуж и родила ему прекрасную дочь.
Начало большого пути.
Но вернемся к фильму. Вначале сценарий сильно отличался от того, что зрители увидели на экране. Георгий Данелия привлек к работе соавтора – молодую писательницу Викторию Токареву. Кстати, поговаривали, что между ними в то время был легкий роман. Сценарий писали специально под Евгения Леонова. Только в первоначальном варианте он был вовсе не добродушным и слегка нелепым воспитателем детского сада, а серьезным майором милиции, перевоспитывающим бандитов. Да и сам фильм должен был называться «Рецидивист».
«Мы хотим создать фильм, в котором будут участвовать лучшие комедийные актеры: Леонов, Никулин, Крамаров, Миронов, Ролан Быков и др.», значилось в начале сценарной заявки. По задумке авторов, роли распределялись так: Ролан Быков – фальшивомонетчик по кличке Миллиметр; Юрий Никулин – профессиональный альфонс, многоженец; Андрей Миронов – жулик по кличке Пижон, который ворует машины и продает их в Тбилиси; Савелий Крамаров – мелкий карманник по кличке Косой. Как видно, от первоначального замысла в фильме, увидевшем свет два года спустя, остался только Косой в исполнении Савелия Крамарова. Пока худсовет размышлял о судьбе сценария, все актеры, которых планировали задействовать Александр Серый и Георгий Данелия, отказались от участия в фильме. Например, Юрий Никулин не захотел в очередной раз сниматься в комедийной роли. У Андрея Миронова были съемки в других картинах, а у Ролана Быкова нашлись более важные дела.
Ничего не поделаешь, Серому, Данелия и Токаревой пришлось снова переписывать сценарий и придумывать новых персонажей. К примеру, Георгий Вицин перевоплотился в Хмыря. Кстати, его утвердили на эту роль лишь после того, как придирчивый худсовет отсмотрел пробы десятков претендентов. Среди них были Лев Дуров, Рудольф Рудин, Виктор Сергачев. В итоге вернулись в кандидатуре Георгия Вицина, но с оговоркой: «поработать над гримом». Зато не возникло никаких проблем с утверждением чудаковатого профессора Мальцева. На эту роль сразу и единогласно утвердили Эраста Гарина. Небольшая заминка вышла и с Крамаровым. Артист настолько убедительно выложился в одном маленьком эпизоде, что придирчивый худсовет засомневался, а сможет ли актер осилить всю роль? И все же его утвердили с ремаркой: «искать новые краски в образе Косого». Серьезные проблемы с Крамаровым возникли позже, когда фильм с восхищением смотрела вся страна. Вот что об этом рассказывает Георгий Данелия: «К тому времени Крамаров снялся у меня в нескольких фильмах. Мне поверили. Правда, когда актёр вскоре после выхода фильма эмигрировал, его сцены пытались вырезать. Но я написал, что они совершают идеологическую ошибку. Предложил посмотреть картину внимательнее, ведь актёр Крамаров играет бандита и отщепенца. Подействовало! Оставили всё как было».
Но самые большие трудности были связаны с поиском исполнителя роли Василия Алибабаевича. Сначала хотели пригласить Фрунзика Мкртчяна. Но после того как ереванские правоохранительные органы намекнули, что Фрунзик стоит у них «на особом счету» (где-то провинился), его кандидатура отпала. Сколько же тогда было отсмотрено «лиц нерусской национальности»! Пробовали даже колоритного Владимира Этуша, и все не то. Строгому худсовету все казались неубедительными. В протоколе заседания худсовета значится: «Из представленных на кинопробе не годится ни один, сделать кинопробу И. Рутбергу». Но и ему не повезло. В отчаянии претендентов стали отсматривать по новой. И лишь тогда обратили внимание на артиста Государственного театра киноактера Раднэра Муратова. Он пробовался на крохотную роль начальника тюрьмы, а стал неповторимым и трогательным Василием Алибабаевичем.
«На зону по собственному желанию».
Однако мы забыли о главном авторе бессмертной комедии - Александре Сером, а ведь именно он стал режиссером «Джентльменов…». К слову сказать, по возвращении из зоны коллеги от него не отвернулись, и высшее начальство кислород не перекрыло. Более того, «новобранцу» поручили снять две картины. Увы, они оказались не очень удачными и их названия не сохранились. Так что когда худсовет решал вопрос, кто же станет режиссером, кандидатура Серого даже не рассматривалась. И тут снова на помощь пришел Георгий Данелия. Ему удалось убедить строгое жюри, что Александр Серый сможет снять достойный фильм.
С будущим режиссером произошла почти комичная история, когда он пришел на прием с консультантом от МВД Ильей Голобородько, в то время первым заместителем начальника политотдела Главного управления исправительно-трудовых учреждений МВД. Первое, что тот посоветовал Александру Серому, - это отправиться на зону и для достоверности картины на собственном опыте «хлебнуть тюремной баланды». Александр Серый не стал спорить с куратором из МВД и послушно отправился на две недели в зону. Позже режиссер признался, что всю вынужденную командировку просидел в гостиничном номере. Стоит ли говорить, что вся блатная речь в картине тоже появилась благодаря Александру Серому, - тут и пригодился его тюремный опыт. Плакаты, висевшие в камере: «На свободу - с чистой совестью», «Запомни сам, скажи другому, что честный труд - дорога к дому», а также воровской жаргон: «канай отсюда», «пасть порву, моргалы выколю», - это всё оттуда. А «мужика в пиджаке» (памятник Лермонтову) придумали Данелия с Токаревой. Кстати, изначально блатной лексики в сценарии было гораздо больше, но чинуши из МВД запретили использовать её в фильме. В одном из текстов обсуждения написано: «Текст сценария явно перенасыщен жаргоном преступников. Вызывает серьезное опасение, что фильм, снятый по этому сценарию, явится пропагандистом блатной терминологии, которая может быть поддержана молодежью». Сценаристам пришлось вкладывать в уста своих героев более невинные ругательства, например, сарделька, сосиска, редиска, петух гамбургский и даже Навуходоносор.
Курьезы
Во время работы не обошлось и без курьезов. Например, у Евгения Леонова никак не получалось для съемок взгромоздиться на верблюда по имени Борис. Александр Серый нашёл оригинальное решение: предложил дрессировщику посадить себе на плечи актёра, спрятаться за животное и шагать с ним рядом. Раднэр Муратов очень любил рассказывать, как снимали эпизод в машине с цементом: «Наступил день, когда нас стали туда опускать. Подкатила цистерна с обыкновенной хлебной закваской, подкрашенной зелёной луковой эссенцией. Состав был такой терпкий, липкий... Вылезли мы после съёмок из этого раствора и быстрее мыться, кое-как от себя отскребли его. Смотрим, а Вицина и нет. Оказалось, что он продолжает сидеть в цистерне, потому что узнал, что этот состав на 23 лекарственных травах и на 15 лет продлевает молодость». А вот что вспоминал о съемках Олег Видов: «Работа в фильме «Джентльмены удачи» была мучительно тяжёлой для меня. Когда я играл таксиста, Савелий Крамаров сидел, справа от меня и произносил свой текст, я не мог сдержать смеха. Режиссёр командовал: «Повернись и говори с человеком!» А я не мог, у меня слёзы текли от смеха. - Не могу я на Крамарова смотреть! Давайте я буду смотреть вперед и разговаривать. - взмолился я. Так эта сцена и была заснята. И получилась ужасно смешной».
«Спасибо, дорогому Леониду Ильичу!»
Смех, смехом, но, посмотрев фильм, мосфильмовское начальство схватилось за голову: «Это же блатной фильм с большим количеством тюремной лексики! И вы хотите, чтобы наш народ, строитель коммунизма, это смотрел?» Таков был их неутешительный вердикт. Ситуацию спас глава МВД Николай Щелоков. Незадолго до празднования Дня милиции ему показали «Джентльменов удачи». Как рассказывали очевидцы, он так смеялся, что иногда заглушал реплики самих актеров. И все же Щелоков не рискнул самолично «дать добро». В то время было принято устраивать «закрытые показы» новых лент на даче у генсека Леонида Ильича Брежнева. С легкой руки Щелокова в один из вечеров привезли туда и «Джентльменов удачи».
Брежнев внимательно смотрел фильм, а каждый кадр ему подробно комментировал его зять, полковник Чурбанов, в то время работавший в МВД, так что о жизни в колониях он знал много. Говорят, «дорогой Леонид Ильич» смеялся не меньше Щелокова. А по поводу жаргонных словечек парировал: «Да половину этих слов у нас каждый уличный мальчишка знает». Так началась прокатная судьба ленты. Неудивительно, что после такой удачи у высших лиц государства обсуждение фильма на худсовете прошло тихо и мирно. Вероятно, надо было к чему-то придраться, и поэтому сформулировали только одну претензию - мол, золотой шлем, который выуживали из проруби горе-рецидивисты, выглядит на экране слишком бутафорским.
Начальство было очень довольно работой молодой сценаристке Виктории Токаревой, и даже увеличило ей гонорар, к уже выплаченной немалой сумме в шесть тысяч рублей было добавлено еще две. А вот на режиссерской ставке успех картины никак не отразился. После выхода фильма на широкие экраны зрители тут же расхватали его на цитаты – это ли не истинное подтверждение успеха?! Но критикам фильм не понравился. Как позже вспоминал Евгений Леонов: «Фильм был очень популярен. Скажи кому-нибудь из зрителей, мол, мне не нравится - там, дескать, с эстетикой не всё ладно, - так тебя же ещё и побьют за это».
Давно уже нет на этом свете исполнителей главных ролей в этой киноленте. Так случилось, что комедия «Джентльмены удачи» стала самой яркой в творческой биографии и самого Александра Серого. Как говорят в таких случаях, «он стал режиссером одного фильма». Позже Серый снял фильмы «Ты – мне, я – тебе», «Иностранка», но превзойти успех «Джентльменов» так и не смог. Последним фильмом в биографии талантливого режиссера стала лента «Берегите мужчин». Александр Серый собирался сделать сиквел «Джентльменов», но не успел осуществить своих планов, - 10 октября 1987 года Александр Серый покончил жизнь самоубийством. Официальных сообщений в прессе не появилось. Только режиссер Александр Митта в одной из перестроечных статей вспомнил о друге.
Крылатые фразы из фильма:
- Кушать подано. Садитесь жрать, пожалуйста!
- Девушка, а девушка, а как вас зовут?
- Таня.
- А меня Федя.
- Ну и дура!
- Пасть порву, моргалы выкалю...
- Помогите! Хулиганы зрения лишают!
- Всю жизнь работать на лекарства будешь! Сарделька, сосиска, редиска, Навуходоносор! Петух гамбургский!
- Деточка! А вам не кажется, что ваше место возле параши?
- Бритвой по горлу - и в колодец!
- Ты сюда не ходи, ты туда ходи. А то снег башка упадет - савсем мертвый будишь!
- Всё. Кина не будет… Электричество кончилось.
- Лошадью ходи, лошадью!
- Такой хороший девушка, а отец - барыга, спекулянт!
- Ты - вор! Джентльмен удачи... Украл, выпил - в тюрьму! Украл, выпил - в тюрьму! Романтика!
- Вот у меня один знакомый - тоже учёный - у него 3 класса образования... А он десятку за полчаса так нарисует - не отличишь от настоящей!
- Это тебе не мелочь по карманам тырить…
- Какой культурный нашёлся, а? А когда ты у себя там, на колонке, бензин ослиной мочой разбавлял, не был паршивым...
- То - бензин, а то - дети!
- ...О, деревня... Ну, ты даешь. Он же памятник! Кто ж его посадит?
- А в тюрьме сейчас ужин... макароны дают...
Комментариев нет:
Отправить комментарий