Страницы

21 ноября 2010 г.

Девушки Зигфельда и история гламура



Две небольшие подборки фотографий девушек Зигфельда. Поскольку иначе как гламуром ,я это назвать не могу- о нем и поговорим. Точнее об некоторых истоках этого такого популярного в наши дни выраженя.






Сначала было слово. И слово это было grammatica. В переводе с латинского — учение, которое свет. Из средневековой латыни оно попало во французский язык, где поделилось, как клетка, на два самостоятельных понятия: grammaire — все то же обучение и grimoire — колдовская книга, собрание заклинаний. Гримуар так и остался навсегда гримуаром, а grammaire отправилось из Франции в Англию, чтобы там растерять часть букв, но обрести новый смысл. В XII веке grammaire превратилось в английское gramarye, а затем в grammar, сохранив свой первоначальный смысл — обучение, изучение, знание. Так было до тех пор, пока слово не попало к шотландцам, которые то ли имели какие-то проблемы с дикцией, то ли просто скептически относились ко всему английскому, но grammar в шотландском языке опять распалось на два слова: grammar и glamour, где grammar сохранило свое значение, а glamour стал отвечать за колдовство и наведение чар. Есть предположение, что «Горец» Коннор МакЛауд обрел бессмертие в результате спонтанного проявления древнего гламура, и с тех пор гламур стали связывать с культом вечной молодости, который впоследствии мутировал в культ пластической хирургии.






1721
Год первого письменного упоминания слова glamour. Аллан Рамзай писал в 1721 году: «Когда дьяволы, колдуны и фокусники обманывают зрение, они, как говорят, набрасывают пелену на глаза зрителя (cast glamour o’er the eyes of the spectator)»
начало XIX века
Вальтер Скотт, певец рыцарских турниров, Робин Гудов и Квентинов Дорвардов, друг детства всякого ребенка из приличной инженерской семьи, вводит шотландское слово glamour в значении «колдовство» в английский литературный язык. Между прочим, Шотландия дала миру одну из самых гламурных королев — Марию Стюарт, которая не только была светской красавицей, но и первой в мире женщиной-гольфисткой. С тех пор гольф — один из самых аристократичных видов спорта . Что же касается моды, то именно в Шотландии мужчины вопреки мейнстриму носили юбки. И хотя они не преследовали цели эпатировать обывателей, но что-то от нынешних метросексуалов в этом есть.






1830-1845
Выходит «Трактат об элегантной жизни» Бальзака, а через год закончен «Евгений Онегин» — первый русский роман о гламурной жизни. Скучающий светский лев, наивная девушка, восторженный литератор — и все это на фоне модных тусовок того времени. Театры, рестораны, панталоны, фрак, жилет… Разбитые сердца и разочарование в жизни. Через десять лет выходит и первый антигламурный роман — «Герой нашего времени». Печорин брюзжит, как лирические герои Спектра и Минаева, и портит всем жизнь. С этого момента легкое раздражение и сарказм станут фирменной интонацией для всей русской антигламурной литературы, которая, как и в XIX веке, опирается на французские романы.







1930-1940-е
Новая жизнь гламура началась уже в Америке — в 30-е годы XX века. Где еще найдется достойное место для символа волшебства, иллюзорности и вечной привлекательности? В кинематографе и, естественно, в Голливуде. Термин glamour of Hollуwood получил официальный статус, и первая эпоха гламура, каким мы его знаем сейчас, началась. Эпоха кинодив и томных красавцев с подлыми усиками, гангстеров, сухого закона, безумного Говарда Хьюза и джаза. В 1947 году в Великобритании «гламур» входит в список модных слов.






Если делать экскурс в историю гламура, то первыми гламурными дамами принято считать звёзд кино — их наряды и стиль всегда внимательно рассматривались, обсуждались и служили образцом для подражания. Так, начало двадцатого века ознаменовано появлением стиля вамп; в тридцатых годах бешеным спросом стали пользоваться страусиные веера, открытая спина и меховые палантины, а сороковые покорила голливудская красавица Рита Хейуорт. Шикарное, облегающее фигуру платье цвета воронова крыла, глубокое декольте, длинные перчатки до локтя и изящный мундштук с сигаретой — этот образ до сих пор является одним из образцов чистого гламура.






Потом была Елизабет Тейлор и её знаменитая роль царицы Клеопатры, которая совершила практически революцию в макияже, привнеся туда яркие насыщенные цвета, огромные ресницы, стрелки в продолжении глаз и украшения в египетском стиле. Ну а восьмидесятые добавили всё остальное, впоследствие ставшее эталоном секси — высокий каблук, узкие короткие юбки, подчёркнутую талию, и самое главное — красивое тело, шикарные наряды, драгоценности стоимостью в состояние, виллы с четырьмя спальнями и пятью бассейнами стали открыто приподносится публике, гламур сошёл с экранов, вошёл в тираж, и жить в таком стиле захотели все.






Слово в указанной тематике используется прежде всего там, где заходит речь о моде на одежду и кометику (противопоставляется, в частности, гранжу), а в широком смысле — к стилю жизни, развлечениям и прочему. К «гламурным» обычно относят стандарты одежды и жизни, рекламируемые в «женских» и «мужских» глянцевых журналах, так как понятия «гламур» и «глянец» все чаще выступают как взаимозаменяемые. Существует также мнение, которое рассматривает "гламур" в качестве маски, позволяющей в глазах окружающих выглядеть выше своего реального социального статуса. "Главная мысль, которую человек пытается донести до других, заключается в том, что он имеет доступ к гораздо более престижному потреблению, чем про него могли подумать". (В. Пелевин Empire "V"). Еще «гламур» был определен как «лощеное острие неолиберального проекта. Полностью оторванный от реальности большинства своих читателей, он, тем не менее, стремится эту реальность задавать».






Хотя весьма примечательно и другое определение – из «Краткого чатлано-пацакского словаря» («небольшой словарь наиболее часто, и не к месту, употребляемых слов из современного языка» Дмитрия Вишнякова) «Гламур – это совершенно непереводимое на наш язык слово. Может обозначать все, что угодно; но чаще всего не обозначает ничего». Интересно мнение Виталия Третьякова, редактора газеты «Московские новости» и преподавателя аналитической журналистики на факультете международной журналистики МГИМО, который называет «гламур» характерной чертой нашего общества, и как следствие журналистики. «Гламур» в его понимании – это симптоматичная тенденция, демонстрирующая все большее доминирование «брендовой» системы ценностей современного читателя и апофеоза общества потребителей.По его мнению, «гламур» отвечает на запросы человека массового потребления, ему не интересно, какую политику проводит президент, но ему интересно, какие галстуки он носит.






Гламурное фото
В англоязычном мире слова «гламурное фото» и «гламурная фотомодель» (англ. glamour photo, англ. glamour model) отсылают прежде всего к определённому жанру фотографии, когда внешность модели важнее чем то, что на ней. Обычное заблуждение состоит в том, что фотография включает элементы обнажённости, фотография может представлять как обнажённую модель, так и модель в вечернем наряде, однако отличительным признаком такой фотографии остаётся именно фокус на модель, а не на гардероб.






Гламурная журналистика
Рассмотрим вполне конкретный взгляд на этот феномен в медиа-пространстве. Например, можно встретить такой взгляд. «Гламур – это развлекательная журналистика в ее наиболее претенциозном, лакированном варианте. Основной продукт – глянцевые журналы формата «Cosmo», «Elle», "Vogue" ==. «Гламур» это не бульварная, таблоидная пресса. Не желтое издание – скандалист, сплетник, вуайер; а умудренный советчик, богатый и внимательный друг. К тому же отношения притяжения/отталкивания у «гламура» возникают отнюдь не с его бульварной родней». А с «глянцем» – тем, что нацелено на аудиторию экономически активных и успешных людей: как завязать полезное знакомство; как наладить семейную жизнь; как лучше выбрать оружие, накачать мышцы, очаровать партнершу (партнера); с каким платьем лучше смотрится алмазная брошь; где находится лучший бутик нижнего белья и т.д. "Мир гламура – потребительский рай, которым управляет деперсонализованное, как бы растворенное в пропитанном дорогим парфюмом воздухе, божество успеха. Здесь разводятся легко и женятся счастливо, делают моментальную карьеру, путешествуют куда и когда хотят, ездят в дорогих и очень красивых автомобилях, едят в неслыханно экзотических ресторанах, носят драгоценности килограммами, и никогда, никогда не болеют и не умирают. Но подчас балуются благотворительностью".

Комментариев нет:

Отправить комментарий